Атомиз был
попыткой примирить крайности логоса элеатов с требованиями опыта. В логику
атомистов перекочевала большая часть логики элеатов (первый атомист Левкипп был
учеником Мелисса). Ясно, что также это было неизбежным и для Эпикура.
Понимание
природы атома Эпикуром отличается от понимания Левкиппа и Демокрита по трем
позициям.
1. Древние
атомисты выделяли как существенные следующие характеристики атома: фигура,
порядок и позиция. У Эпикура – это фигура, вес и величина. Различия атомов по
форме чисто количественные; это не качественные формы Платона и Аристотеля.
2. Второе
отличие заключается в теории минимумов. Все атомы, от самых больших до самых
маленьких, физически неделимы. Однако тот факт, что речь идет о телах,
наделенных фигурой, следовательно, объемом, величиной, означает, означает, что
они должны иметь части. Здесь идет речь о частях неделимых, а только логически
выделяемых, именно потому, что атом структурно неделим. Элеаты в силу этого же
мотива говорили о том, что невозможно, чтобы атомы уменьшались до
бесконечности, лишь до известного предела, который Эпикур назвал «минимумом»
или «единицей меры». При этом Эпикур говорил о «минимуме» не только
относительно атомов, но и относительно пространства, времени.
3. Третье
отличие касается понятия первоначального толчка. Эпикур понимает движение
атомов не так, как первые атомисты – как равное во всех направлениях; для него
движение – это падение вниз, в бесконечное пространство, под действием тяжести
атомов.
Отвечая на
вопрос: «Почему же атомы не падают в бесконечности по параллельным
траекториям?», Эпикур вводит теорию «отклонения» атомов, согласно которой атомы
в любой момент времени и в любой точке пространства могут отклоняться от прямой
линии на минимальный интервал и могут встречаться с другими атомами.
Однако теория
«отклонения» была введена не только для физического обоснования, а, прежде
всего, для обоснования этики. В системе античного атомизма господствует
необходимость: фатум и судьба правят миром для человеческой свободы места нет,
а следовательно нет места для мудреца с его опытом жизни. Эпикур говорил, что
лучше бы верить в мифических богов, чтобы не быть рабами фатума, о котором
говорят физики.
По поводу
существования богов у Эпикура не было сомнений, однако он не допускал
какой-либо их озабоченности по поводу человеческого мира. Они все блаженствуют
своим многочисленным семейством в межмировом пространстве, общаются между собой
на языке мудрецов, проводят жизнь в мудром величии.
Душа, как и
все прочее, есть агрегат атомов. Атомы воздухообразные и подвижные образуют
алогичную часть души. Другие же, без специфического названия, образуют
рациональную часть души. Душа как агрегат не вечна и подлежит разрушению и
смерти.
Комментариев нет:
Отправить комментарий