Познание
- сложный процесс, исследуемый рядом наук и представляющий собой взаимодействие
объекта и субъекта.
Сказать,
что объектом
познания является природа - значит сказать и мало и много. Мало,
поскольку объектом познания является не только природа, но и общество, больше
того, сам человек и его сознание. Но это и много, так как в каждую историческую
эпоху объект познания конкретен, он включает лишь определенные фрагменты
природных и социальных процессов. Так, растения и животные всегда состояли из
клеток, а объектом познания клетка стала лишь в XIX веке. С одной стороны,
объектом познания становятся те природные и социальные явления, которые так или
иначе вовлечены в круг практической деятельности общества и в силу этого стали
предметом его познавательного интереса. Также в формировании объекта познания
велика роль не только социальной практики, но и достигнутого уровня знаний о
мире.
В
конкретном познавательном акте объектом познания будет тот или иной фрагмент
действительности. Если же вести речь об объекте познания общества в
определенную эпоху, то его границы заданы практическими потребностями времени и
достигнутым уровнем знаний о мире.
В
качестве субъекта познания человек выступает как общественное,
социальное существо. Он становится субъектом познания, лишь освоив в обществе
язык, овладев ранее добытыми знаниями, будучи включенным в практическую
деятельность, усвоив существующие в данное время средства и методы познания.
Можно
сказать, что подлинным субъектом познания в каждую эпоху является человечество,
а отдельный человек выступает в роли субъекта познания как его представитель.
Кроме того, субъект познания исторически конкретен и в том отношении, что он
обладает определенным объемом знаний, или, иначе говоря, интеллектуальным
потенциалом, в силу чего конкретный характер носят его познавательные
возможности.
За
последние сто лет серьезные изменения претерпели и объект, и субъект познания,
существенно вырос интеллектуальный потенциал человечества, а значит, и его
познавательные возможности. Развитие познания определяется потребностями
общества в целом, общим уровнем интеллектуального потенциала общества. При этом
реализация этих потребностей создает базу для новых потребностей и дальнейшего
наращивания знаний о мире, а значит, и для продвижения познания вперед. В
основе движения познания лежат противоречия между достигнутым уровнем знаний и
уровнем общественных потребностей.
Познание предполагает раздвоенность мира на объект и субъект. Субъект
представляет собой сложную иерархию, фундаментом которой является социальное
целое. В конечном счете, высший производитель знания и мудрости - все
человечество. В его историческом развитии выделяются менее крупные общности, в
качестве которых выступают отдельные народы. Каждый народ, производя нормы,
идеи и ценности, фиксируемые в его культуре, выступает как особый субъект
познавательной деятельности.
Познающим субъектом является человек - существо, наделенное разумом и освоившее арсенал
познавательных средств накопленных человечеством.
Общество в целом, которое за свою историю накопило
громадный объем материальной и духовной культуры - носителей результатов
познания, также является познавательным субъектом.
В обществе исторически выделяются группы индивидов, специальным
назначением и занятием которых является производство знаний, имеющих особую
жизненную ценность. Таковы, в частности, научные знания, субъектом которых
выступает сообщество ученых. В нем выделяются отдельные индивиды, способности,
талант и гений которых обуславливают их особо высокие познавательные
достижения.
Подлинный субъект познания никогда не бывает только
гносеологическим: это живая личность с её страстями, интересами, чертами
характера, темперамента, ума или глупости, таланта или бездарности, сильной
воли или безволия.
Под субъектом познания имеют в виду некий
безличный логический сгусток интеллектуальной активности. Субъект и его
познавательная деятельность могут быть адекватно поняты лишь в их
конкретно-историческом контексте. Научное познание предполагает не только
сознательное отношение субъекта к объекту, но к самому себе, к своей
деятельности, т.е. осознание условий, приемов, норм и методов исследовательской
активности, учет традиций. Фрагмент бытия, оказавшийся в фокусе ищущей мысли,
составляет объект познания, становится в определенном смысле
«собственностью» субъекта, вступив с ним в субъектно-объектное отношение. Объектом
познания является окружающий мир (бытие во всем его многообразии), а именно
та часть окружающего мира, на которую направлен познавательный интерес
субъекта. Объект в эго отношении к субъекту - это уже не просто реальность, а в
той или иной мере познанная реальность, т.е. такая, которая стала фактом
сознания (и в этом смысле объект познания становится уже фактором социума). С
точки зрения познавательной деятельности субъект не существует без объекта.
В современной гносеологии принято различать объект и
предмет познания. Под объектом познания имеют в виду реальные фрагменты
бытия, подвергающиеся исследованию. Предмет познания - это
конкретные аспекты, на которые направлено острие ищущей мысли. Человек - объект
изучения разных наук: биологии, медицины, психологии, социологии, философии.
Человек является творцом, субъектом истории, сам создает необходимые условия и
предпосылки своего исторического существования. Объект социально-исторического
познания не только познается, но и создается людьми. Будучи субъектом познания,
человек, оказывается вместе с тем и его объектом.
Субъект - источник
познавательной деятельности, активности.
Объект - это то, на что
направлена познавательная активность субъекта.
Комментариев нет:
Отправить комментарий