понедельник, 17 сентября 2012 г.

31. Познание как взаимодействие объекта и субъекта. Специфика познавательной деятельности.




Познание - сложный процесс, исследуемый рядом наук и представляющий собой взаимодействие объекта и субъекта.
Сказать, что объектом познания является природа - значит сказать и мало и много. Мало, поскольку объектом познания является не только природа, но и общество, больше того, сам человек и его сознание. Но это и много, так как в каждую историческую эпоху объект познания конкретен, он включает лишь определенные фрагменты природных и социальных процессов. Так, растения и животные всегда состояли из клеток, а объектом познания клетка стала лишь в XIX веке. С одной стороны, объектом познания становятся те природные и социальные явления, которые так или иначе вовлечены в круг практической деятельности общества и в силу этого стали предметом его познавательного интереса. Также в формировании объекта познания велика роль не только социальной практики, но и достигнутого уровня знаний о мире.
В конкретном познавательном акте объектом познания будет тот или иной фрагмент действительности. Если же вести речь об объекте познания общества в определенную эпоху, то его границы заданы практическими потребностями времени и достигнутым уровнем знаний о мире.
В качестве субъекта познания человек выступает как общественное, социальное существо. Он становится субъектом познания, лишь освоив в обществе язык, овладев ранее добытыми знаниями, будучи включенным в практическую деятельность, усвоив существующие в данное время средства и методы познания.
Можно сказать, что подлинным субъектом познания в каждую эпоху является человечество, а отдельный человек выступает в роли субъекта познания как его представитель. Кроме того, субъект познания исторически конкретен и в том отношении, что он обладает определенным объемом знаний, или, иначе говоря, интеллектуальным потенциалом, в силу чего конкретный характер носят его познавательные возможности.
За последние сто лет серьезные изменения претерпели и объект, и субъект познания, существенно вырос интеллектуальный потенциал человечества, а значит, и его познавательные возможности. Развитие познания определяется потребностями общества в целом, общим уровнем интеллектуального потенциала общества. При этом реализация этих потребностей создает базу для новых потребностей и дальнейшего наращивания знаний о мире, а значит, и для продвижения познания вперед. В основе движения познания лежат противоречия между достигнутым уровнем знаний и уровнем общественных потребностей. 

Познание предполагает раздвоенность мира на объект и субъект. Субъект представляет собой сложную иерархию, фундаментом которой является социальное целое. В конечном счете, высший производитель знания и мудрости - все человечество. В его историческом развитии выделяются менее крупные общности, в качестве которых выступают отдельные народы. Каждый народ, производя нормы, идеи и ценности, фиксируемые в его культуре, выступает как особый субъект познавательной деятельности.
Познающим субъектом является человек - существо, наделенное разумом и освоившее арсенал познавательных средств накопленных человечеством.
Общество в целом, которое за свою историю накопило громадный объем материальной и духовной культуры - носителей результатов познания, также является познавательным субъектом.
В обществе исторически выделяются группы индивидов, специальным назначением и занятием которых является производство знаний, имеющих особую жизненную ценность. Таковы, в частности, научные знания, субъектом которых выступает сообщество ученых. В нем выделяются отдельные индивиды, способности, талант и гений которых обуславливают их особо высокие познавательные достижения.
Подлинный субъект познания никогда не бывает только гносеологическим: это живая личность с её страстями, интересами, чертами характера, темперамента, ума или глупости, таланта или бездарности, сильной воли или безволия.
Под субъектом познания имеют в виду некий безличный логический сгусток интеллектуальной активности. Субъект и его познавательная деятельность могут быть адекватно поняты лишь в их конкретно-историческом контексте. Научное познание предполагает не только сознательное отношение субъекта к объекту, но к самому себе, к своей деятельности, т.е. осознание условий, приемов, норм и методов исследовательской активности, учет традиций. Фрагмент бытия, оказавшийся в фокусе ищущей мысли, составляет объект познания, становится в определенном смысле «собственностью» субъекта, вступив с ним в субъектно-объектное отношение. Объектом познания является окружающий мир (бытие во всем его многообразии), а именно та часть окружающего мира, на которую направлен познавательный интерес субъекта. Объект в эго отношении к субъекту - это уже не просто реальность, а в той или иной мере познанная реальность, т.е. такая, которая стала фактом сознания (и в этом смысле объект познания становится уже фактором социума). С точки зрения познавательной деятельности субъект не существует без объекта.
В современной гносеологии принято различать объект и предмет познания. Под объектом познания имеют в виду реальные фрагменты бытия, подвергающиеся исследованию. Предмет познания - это конкретные аспекты, на которые направлено острие ищущей мысли. Человек - объект изучения разных наук: биологии, медицины, психологии, социологии, философии. Человек является творцом, субъектом истории, сам создает необходимые условия и предпосылки своего исторического существования. Объект социально-исторического познания не только познается, но и создается людьми. Будучи субъектом познания, человек, оказывается вместе с тем и его объектом.
Субъект - источник познавательной деятельности, активности.
Объект - это то, на что направлена познавательная активность субъекта.

Комментариев нет:

Отправить комментарий