2)
Пантеизм и новая картина мира в философии Н.Кузанского
и Д.Бруно.
Джоpдано Бруно.
Принцип «материального единства мира». Hет
разницы между физикой неба и земли. Бог настолько всемогущ, что он не может
создать только один мир, и все они равноправны. Ставит проблемы бесконечного
мира, его динамического единства и вечности. Праосновой выступает Единое,
материя, которая является неразвернутой причиной всего существующего. В Едином
заключается внутренняя способность материи быть всеобщей формой вселенной,
формой всех форм. Эта способность, удерживающая мир в единстве и в то же время
в разнообразии, является внутренним действием материи, формирует ее изнутри. Материя
существует не только как причина разнообразных изменений реальности, не только
в качестве возможности, но она выступает как Единое и в бытии, и в реальности
вещей, природы, вселенной. В Едином совпадают одно и многое, минимум и
максимум. Его пантеизм заметно склоняется к материализму.
Движение как внутренний принцип природы является
не случайным, но необходимым. Космос - одновременно пустая и одновременно
наполненная бесконечность. Вне космоса нет ничего иного, является всем бытием,
вечным, несотворенным богом. Бесконечность мира не является божественным
атрибутом, как это доказывает теология. Бруно отвергает также представление о
том, что мир находится на некотором особенном месте, окруженном пустым
пространством или богом.
Итак,
космология Бруно основана на том, что «вселенная бесконечна и что она состоит
из неизмеримой эфирной области; что существует единое небо, называемое
пространством и лоном, в котором имеется много звезд; равным образом Луна,
Солнце и другие бесчисленные тела держатся в этой эфирной области так же, как и
земля; и что не нужно верить в другой небосвод, в другую базу, в другое
основание, на которые опирались бы эти великие животные, участвующие в составе
мира, который является истинным субъектом и бесконечной материей, бесконечной
божественной действующей силой; все это хорошо доказывают как правильное
мышление и рассуждение, так и божественные откровения, которые говорят, что нет
числа послам всевышнего, которому тысячи тысяч помогают и у которого десятки
тысяч помогают и у которого десятки сот тысяч управляют»
Бруно
стремится к тому, чтобы отделить науку от теологии. «Божественные книги, —
пишет он, — не обсуждают в целях обслуживания нашего интеллекта опыты и
умозрения относительно природных вещей, чем занимается философия, но, снисходя
к нашему уму и чувству, посредством законов предписывают практику моральных
действий»
Вся материя у
Бруно не возникает и не исчезает. Более того, она может принимать любую форму.
«Вся материя, — пишет он, — способна ко всем формам вместе, но не всякая часть
материи может быть способна ко всем им вместе»
Внутреннюю способность материи к
образованию форм Бруно называет Душой мира. В духе платонизма он иногда именует
ее также Мировой душой. Но нужно сказать, что у Бруно это понятие не заключает
в себе ничего спиритуального, т. е. не означает чистый дух. Бруно часто
приписывают так называемый гилозоизм, имея в виду то, что в его учении вся
материя одушевлена. Но в том-то и дело, что у Бруно материя одушевлена не более
того, как одушевлен растительный или животный организм. Душа растения,
например, заключена в его семени, и именно она выгоняет из него стебель, ветви,
листья, цветы, плоды.
Таким образом, душой у Бруно оказывается
то, что схоласты, вслед за Аристотелем, называли субстанциальной формой,
которая имела вполне рациональный смысл, утраченный позже механистической
философией Нового времени. Душа в учении Бруно — это форма, но не та, которая
на материи, а та, которая организует материю изнутри. Согласно его учению,
«формы происходят и освобождаются из глубины материи.
Николай Кузанский.
Бог является абсолютным максимумом и минимумом.
Это есть актуальная бесконечность. Бог разлит повсюду (пантеизм). А природа
есть относительный максимум. Он исходит из концепции, что познание вещей
возможно при помощи чувств, разума и интеллекта, однако знание о конечных вещах
всегда выходит за эти пределы. Безусловное знание мы можем постичь лишь
символически. Если бог везде и нигде - бог бесконечен, а мир безграничен.
Снимается вопрос о замкнутом космосе Аристотеля. А земля выведена из центра
Вселенной. Мир - не изолированный шар в лоне абсолюта, а бесконечен и является
бесконечным шаром. Его воззрение уже этим отличается от геоцентрического, ибо
бесконечный шар не имеет определенного центра, он имеет центр везде и нигде.
Нигде нет ничего устойчивого и абсолютного, нет также и абсолютного покоя.
Абсолютной является лишь
бесконечность. В космосе нет
привелегированных мест. Космос един и бесконечен. Бог разлит повсюду. Природа
есть ограничение космоса. Она - относительный максимум. Бога мы познать не
можем, т. к. он бесконечен, а космос можем, т. к. природа потенциальна
бесконечна. С одной стороны природа ограничивает космос и не позволяет его изучать,
с другой позволяет, т. к. космос анизотропен. Кузанский развивает идеи
диалектики познания сущности и явления. Предметом познания является
пантеистический бог, который существует в неразрывном единстве с чувственно
воспринимаемым миром природы. Познание «развернутого» мира, т. е. бога,
является делом разума, а не веры, которая хочет постичь бога в «свернутой»
Комментариев нет:
Отправить комментарий