понедельник, 17 сентября 2012 г.

15. Учение о субстанции в философии Нового времени: Ф.Бэкон, Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц.




1)       Учение о субстанции в философии Нового времени: Ф.Бэкон, Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц.

Декарт, изучая проблему бытия, он вводит базовое, основополагающее понятие, которое характеризует сущность бытия.
Субстанция - это все, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чем, кроме самого себя. Таким качеством обладает только Бог, который вечен, несотворим, неунич-тожим, всемогущ и является источником и причиной всего. Будучи Творцом, Бог создал мир, состоящий из субстанций. Сотворенные субстанции (единичные вещи, идеи) самодостаточны лишь по отношению друг к другу. По отношению к высшей субстанции - Богу они производны, вторичны и зависят от него.
Все сотворенные субстанции Декарт делит на два рода: материальные (вещи) и духовные (идеи). Есть коренные свойства (атрибуты) каждого рода субстанций: протяжение - для матери-альных, мышление - для духовных. Материальные обладают признаком протяжения (в длину, в ширину, в высоту, в глубь) и делимы до бесконечности. Духовные обладают свойством мышле-ния и неделимы.
Остальные свойства этих двух субстанций производны от их коренных свойств (атрибутов) и названы модусами.
Модусы протяжения - форма, движение, положение в пространстве; модусы мышления - чувства, желания, ощущения.
Человек состоит из двух, отличных друг от друга субстанций - материальной (телесно-протяженной) и духовной (мыслящей). Человек - единственное существо, в котором есть обе субстанции, чтобы возвыситься над природой. Отсюда вытекает идея дуализма (двойственно-сти) человека. Спор, что первично - материя или сознание, бессмысленен. Материя и сознание соединяются только в человеке, а он дуалистичен, то ни материя, ни сознание не могут быть первичны - они существуют всегда, два различных проявления единого бытия.
Спиноза. Он был согласен с Декартом, но пытался преодолеть недостатки его теории (дуа-лизм). Все субстанции, хотя не нуждаются для существования ни в чем, кроме себя, тем не ме-нее, сотворены (кем-то, чем-то) иным- высшей и единственной истинной субстанцией - Богом и в своем существовании полностью зависят от него. Отсюда он выдвинул учение о единой суб-станции:
- не существует различия между высшей субстанцией - Богом и сотворенными им другими субстанциями;
- существует только одна единая субстанция, которая заключает в себе все сущее;
- эта субстанция - окружающий мир (природа) и Бог; природа и Бог едины;
- не существует Бога, находящегося и творящего вне природы, возвышаю-щегося над природой; Бог внутри природы;
- только единая природа - Бог обладает способностью творить, является «миром творя-щим» и создает «мир сотворенный» - единичные вещи;
- единичные вещи - проявления «модусы» единой субстанции - природы - Бога:
- внешней причиной существования модусов является единая субстанция (природа - Бог). Они зависят от нее (подвержены изменениям, движутся во времени и пространстве), имеют на-чало и конец своего существования.
Природа - Бог обладает следующими качествами:
           существует;
           самостоятельна и независима от кого-либо;
           имеет внутреннюю (а не внешнюю, как модусы) причину самой себя;
           обладает множеством свойств (атрибутов), основные из которых-мышление и протяжение;
           бесконечна в пространстве и времени;
           вечна (несотворима и неуничтожима);
           неподвижна.
Лейбниц считал несовершенными: теорию Декарта (разделил субстанции), теорию Спинозы (разделил модусы). Лейбниц выдвинул теорию о монадах (множественности субстанций);
- весь мир состоит из огромного количества субстанций, имеющих не дуалистическую, а еди-ную природу;
- данные субстанции - монады (с греч. - «единое», «единица»);
- монада проста, неделима, не имеет протяжения, не является материально-вещественным об-разованием;
- монада обладает четырьмя качествами: стремлением, влечением, восприятием, представле-нием;
- монада - это деятельность, единое, непрерывно меняющее свое состояние;
- в силу непрерывности своего существования монада осознает себя;
- монады абсолютно замкнуты и независимы друг от друга;
Все монады делятся на четыре класса:
- «голые монады» - лежат в основе неорганической природы (камней, земли, полезных иско-паемых);
- монады животных - обладают ощущениями, но неразвитым самосознанием;
- монады человека (души) - обладают сознанием, памятью, уникальной способностью разума - мыслить;
- высшая монада - Бог.
Чем выше класс монады, тем больше её разумность и степень свободы.
Бэкон. Человек слуга и истолкователь природы. Могущественен тот, кто может, а может тот, кто знает. Верил в Бога. 2 вида знания: один из них внушается Богом, а другой ведет свое начало от органов чувств.

Комментариев нет:

Отправить комментарий