1)
Учение о субстанции в философии Нового времени:
Ф.Бэкон, Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц.
Декарт, изучая проблему бытия, он вводит базовое,
основополагающее понятие, которое характеризует сущность бытия.
Субстанция - это все, что существует, не
нуждаясь для своего существования ни в чем, кроме самого себя. Таким качеством
обладает только Бог, который вечен, несотворим, неунич-тожим, всемогущ и
является источником и причиной всего. Будучи Творцом, Бог создал мир, состоящий
из субстанций. Сотворенные субстанции (единичные вещи, идеи) самодостаточны
лишь по отношению друг к другу. По отношению к высшей субстанции - Богу они
производны, вторичны и зависят от него.
Все сотворенные субстанции Декарт делит на
два рода: материальные (вещи) и духовные (идеи). Есть коренные свойства
(атрибуты) каждого рода субстанций: протяжение - для матери-альных, мышление -
для духовных. Материальные обладают признаком протяжения (в длину, в ширину, в
высоту, в глубь) и делимы до бесконечности. Духовные обладают свойством
мышле-ния и неделимы.
Остальные свойства этих двух субстанций
производны от их коренных свойств (атрибутов) и названы модусами.
Модусы протяжения - форма, движение,
положение в пространстве; модусы мышления - чувства, желания, ощущения.
Человек состоит из двух, отличных друг от
друга субстанций - материальной (телесно-протяженной) и духовной (мыслящей).
Человек - единственное существо, в котором есть обе субстанции, чтобы
возвыситься над природой. Отсюда вытекает идея дуализма (двойственно-сти)
человека. Спор, что первично - материя или сознание, бессмысленен. Материя и
сознание соединяются только в человеке, а он дуалистичен, то ни материя, ни
сознание не могут быть первичны - они существуют всегда, два различных
проявления единого бытия.
Спиноза. Он был согласен с Декартом, но пытался преодолеть
недостатки его теории (дуа-лизм). Все субстанции, хотя не нуждаются для
существования ни в чем, кроме себя, тем не ме-нее, сотворены (кем-то, чем-то)
иным- высшей и единственной истинной субстанцией - Богом и в своем существовании
полностью зависят от него. Отсюда он выдвинул учение о единой суб-станции:
- не существует различия между высшей
субстанцией - Богом и сотворенными им другими субстанциями;
- существует только одна единая субстанция,
которая заключает в себе все сущее;
- эта субстанция - окружающий мир (природа)
и Бог; природа и Бог едины;
- не существует Бога, находящегося и
творящего вне природы, возвышаю-щегося над природой; Бог внутри природы;
- только единая природа - Бог обладает
способностью творить, является «миром творя-щим» и создает «мир сотворенный» -
единичные вещи;
- единичные вещи - проявления «модусы»
единой субстанции - природы - Бога:
- внешней причиной существования модусов является
единая субстанция (природа - Бог). Они зависят от нее (подвержены изменениям,
движутся во времени и пространстве), имеют на-чало и конец своего
существования.
Природа - Бог обладает следующими
качествами:
существует;
самостоятельна
и независима от кого-либо;
имеет
внутреннюю (а не внешнюю, как модусы) причину самой себя;
обладает
множеством свойств (атрибутов), основные из которых-мышление и протяжение;
бесконечна
в пространстве и времени;
вечна
(несотворима и неуничтожима);
неподвижна.
Лейбниц считал несовершенными: теорию Декарта (разделил
субстанции), теорию Спинозы (разделил модусы). Лейбниц выдвинул теорию о
монадах (множественности субстанций);
- весь мир состоит из огромного количества
субстанций, имеющих не дуалистическую, а еди-ную природу;
- данные субстанции - монады (с греч. -
«единое», «единица»);
- монада проста, неделима, не имеет
протяжения, не является материально-вещественным об-разованием;
- монада обладает четырьмя качествами:
стремлением, влечением, восприятием, представле-нием;
- монада - это деятельность, единое,
непрерывно меняющее свое состояние;
- в силу непрерывности своего существования
монада осознает себя;
- монады абсолютно замкнуты и независимы
друг от друга;
Все монады делятся на четыре класса:
- «голые монады» - лежат в основе
неорганической природы (камней, земли, полезных иско-паемых);
- монады животных - обладают ощущениями, но
неразвитым самосознанием;
- монады человека (души) - обладают
сознанием, памятью, уникальной способностью разума - мыслить;
- высшая монада - Бог.
Чем выше класс монады, тем больше её
разумность и степень свободы.
Бэкон. Человек слуга и истолкователь
природы. Могущественен тот, кто может, а может тот, кто знает. Верил в Бога. 2
вида знания: один из них внушается Богом, а другой ведет свое начало от органов
чувств.
Комментариев нет:
Отправить комментарий