Георг
Вильгельм Фридрих Гегель родился в Штутгарте в 1770 г . Труды: «Народная
религия и христианство», «Конституция Германии», «Жизнь Иисуса», «Феноменология
духа».
Концепцию
философии Гегеля можно свести к следующим трем пунктам: 1) Реальность как
таковая есть бесконечный Дух; 2) Структура, или, лучше сказать, сама жизнь Духа,
а значит, и процесс, в соответствии с которым развивается философское познание,
есть диалектика; 3) Особенностью, ярко отличающей эту диалектику от всех
предшествующих ее форм, является то, что Гегель называл «спекулятивным»
элементом, который является ключом к разгадке мышления философа.
Разъяснение
этих трех пунктов укажет на цель и границу философских суждений Гегеля.
1).Дух в
самопорождении создает и преодолевает собственную определенность, становясь
бесконечным. Дух, как процесс последовательно создает нечто определенное, а
значит и отрицательное. Дух кругообразен, начало и конец совпадают в динамике:
частное всегда разрешается во всеобщем, сущее – в должном, реальное – в
разумном. Движение как свойство Духа – это движение самопознания. В циркулярном
движении духовной основы философ различает три момента: 1.бытие – в себе; 2.
инобытие, бытие - для - другого; 3. возвратное бытие – в – себе – и – для –
себя.
2) Задача,
которую перед собой ставит Гегель, состоит в «содействии восхождению философии
к высотам науки» через открытие и применение «нового метода». Такой метод
Гегель находит в диалектике. Иначе говоря, диалектика превращается у него в
систему научного метода.
Гегель
выделяет «три стороны» диалектического движения,
в упрощенной форме эти три момента принято обозначать: «тезис», «антитезис»,
«синтез». Гегель отдает предпочтение более сложному языку. Первый момент назван
Гегелем «абстрактной, или рассудочной, стороной»; второй определен как
«диалектическая (в узком смысле), или негативно разумная сторона»; третий
обозначен как «спекулятивная, или позитивно разумная сторона».
Рассудок – это главным образом способность,
которая абстрагирует определенные понятия. Он различает, разграничивает,
останавливаясь на определениях, которые находит в какой-то степени окончательными.
Выход за грани рассудка есть особое свойство
разума, имеющее как отрицательный, так и положительный момент. Отрицательный
момент, называемый Гегелем диалектическим в узком смысле (диалектика в широком
смысле охватывает все три описания), состоит в расшатывании окостеневшего
рассудка и его продуктов. Однако размягчение рассудочных понятий выводит на
свет целый ряд противоречий и противоположностей, которые первоначально были
подавлены рассудком.
Спекулятивный, или положительно-разумный
момент ест постижение единства
противоположных определений, или положительное, возникающее в результате
разрешения противоположностей.
3). «Спекулятивный» момент есть некое «снятие», сочетающее в себе
одновременную функцию «устранения – и - сохранения». Спекулятивное – та
вершина, которая достигается разумом. Это измерение Абсолюта. Гегель сравнивает
спекулятивное с тем, что в прошлом называли «мистическим», иными словами, с
тем, что схватывает Абсолют за пределами рассудка.
Комментариев нет:
Отправить комментарий