понедельник, 17 сентября 2012 г.

23. Проблема свободы и творчества в русской философии: В.С.Соловьев, Н.А.Бердяев




29. Проблема свободы и творчества в русской философии
Владимир Сергеевич Соловьев родился в 1853 г. Отец философа - знаменитый историк Сергей Михайлович Соловьев. Соловьев гордился тем, что его семья со стороны отца происходила из духовного сословия. Одно из главных своих произведений – «Оправдание добра» - Соловьев посвятил памяти отца и деда, священника. Как и славянофилы, Соловьев считал, что в основе пути, пройденного западной философской мыслью лежит «раздвоение между личным мышлением» философов и общенародною верою, которое должно быть преодолено. Соловье обосновывал и развивал многие свои философские и богословские идеи. Например, совершенно четко выраженное, продолжающее традицию христианской религиозно-философской антропологии учение о человеке как естественном посреднике между Богом и материальным бытием. Соловьев выдвигал идеи о «свободной вселенской теократии», которая мыслилась философои как идеальная форма организации общественной и государственной жизни человечества и должна была  представлять собой гармоническое единство власти церковной (первосвященник), основанной на вере и благочестии, государственной (монарх), хранящее закон и справедливость, и пророческой, гарантирующей неоскуднение духовных сил общества, его верность началам свободы и любви.
Николай Александрович Бердяев родился в 1874 г. в Киеве в дворянской семье. Две книги Бердяева – «Философия свободы» и «Смысл творчества» обозначают духовный выбор философа. Ключевая роль этих идей – свободы и творчества – в философском мировоззрении Бердяева определилась в России в предреволюционные годы. Философ выделял следующие важные понятия-символы: дух, противостоит царству природы; объективация – драматизм судьбы человека, не способного на путях истории и культуры выйти из пределов царства природы; трансцендирование – творческий порыв, преодоление рабских оков природно-исторического бытия, экзистенциальное время – духовный опыт личной и исторической жизни. Бердяев сам себя называл философом свободы. Свобода – это то, что в конечном счете определяет содержание царства духа, смысл его противостояния царству природы. 


1)       Проблема свободы и творчества в русской философии: В.С.Соловьев, Н.А.Бердяев.

Соловьев (1853 - 1900) - мыслитель, проповедник, публицист, оратор, литературный кри-тик, поэт. Основными идеалами его философии были:
- идея всеединства - объединения и гармонии всех сторон бытия (материальной, духовной и др.);
- идея нравственности как главного аспекта жизни человека (низший уровень нравствен-ности - право, высший - любовь);
- идея прогресса - как всеобщей связи поколений;
- идея воскрешения всех, как живых (духовное воскрешение), так и мертвых (телесно-духовное), как главная
- цель, к которой должно стремиться человечество;
- идея Бога как выражения добра;
- идея «Богочеловека» - жизненного пути личности, который основан на следовании Богу, добре, нравственности;
- идея Софии - всеобщей Божественной мудрости;
- русская идея, состоящая по Соловьеву, из трех идей: «Святой Руси» (Москва - Третий Рим), «Великой Руси» (реформы Петра 1) и «Свободной Руси» (дух декабристов и Пушкина).
Критиковал недостатки философских систем и учений, как отвлеченность и односторон-ность. Он первым в России создал свою особую философскую систему. Высшее единство суще-го - Бог. Бог олицетворяет положительное всеединство сущего. Все материальное одухотворено Божественным началом, выступая в качестве мировой души (Софии), т.е. смыслонаполненно-стью вещей и событий, что связано с идеей творческого мастерства. Сущее содержит в себе бла-го как проявление воли, истину как проявление разума и красоту как проявление чувства. Сле-довательно, абсолютное осуществляет благо через истину в красоте. Три начала - благо, истина, красота - составляют нерасторжимое единство, предполагающее любовь - силу, подрывающую корни эгоизма.
Реальный мир - воплощение абсолютно - сущего - это тело Божие (материя Божества), проникнутая началом Божественного единства, посредником между ними выступала София - Мудрость Божия. Природа - творение Бога, идущее к совершенству. Эмпирический, материаль-ный мир находится в хаотическом состоянии. Призвание человека (центра всеобщего сознания природы) выступает его мессианская по отношению к природе роль - роль её освободителя и спасителя. Человечество - посредник между Божеством и природой. В его сознании содержится форма всеединства. Человек призван видоизменить природу до её одухотворения. Цель мировой истории - единство Бога и внебожественного мира, возглавляемого человечеством. Нравственный смысл личности - звено между Божественным и природным миром, реализуется в акте любви к другому человеку, к природе, к Богу. Акт любви - нравственный поступок, которым человек приближает себя к Абсолюту. Истинный предмет любви - Вечная Женственность, личный образ всеединства. В обществе идея всеединства раскрывается как богочеловеческий союз пюдей (вселенская церковь). Залог установления такого всеединства - объединение Западной и Восточной (католической и православной) церквей.
Человек - вершина творения Бога. Общество - расширенная личность, личность - сосредо-точенное общество. Идеалы совершенного добра открывает христианство.
Жизнь всякого человека есть творчество, свободное движение к добру. Жизнь — это подвиг одухотворения.

Н.А. Бердяев (1874 - 1948) - философ и публицист. В начале творчества примыкал к мар-ксизму, позже его противник был членом религиозно-философского общества. В Париже осно-вал и редактировал русский религиозно-философский журнал «Путь». В его философии преоб-ладает экзистенциальная и религиозная направленность.
Основные положения:
- высшей ценностью в окружающем мире является свобода;
- свобода, «соборность» (единство духа и воли) составляют основу существования человека;
- свобода человека подвергается угрозе извне;
- данную угрозу несут в себе прежде всего общество и государство, которые являются соб-ственно объективацией всеобщей воли и механизмом подавления; общество и государство стремятся подчинить человека, подавить его индивидуальность; задача человека - сохранить свою самобытность, не дать обществу и государству ассимилировать себя;
- ключевую роль в жизни человека играет также религия;
- Бог д.б. нравственным символом, примером для человека;
- отношения между Богом и человеком д.б. «на равных»; Бог не должен выступать в роли Господа (господина), а человек в роли его раба;
- человек должен стремиться к Богу, но не пытаться заменить Бога самим собой.

Особой чертой его творчества была страсть к философской публицистике. Труды: «О назначении человека», «о смысле творчества» и др. По Бердяеву, строящийся в СССР социализм (коммунизм) имеет истоки в русском национальном характере (общность, взаимовыручка, стремление к равенству, справедливости, коллективизму). Россия не должна принимать сторону ни Востока, ни Запада. Россия - посредник между ними. Историческая миссия России - построить «Царство Божие» (т.е. общество, построенное на взаимной любви и милосердии) на Земле.
Философия Бердяева обосновывает «конец света» в будущем. Она оказала большое влияние на развитие европейского экзистенционализма - учения о человеке и его жизни.

Комментариев нет:

Отправить комментарий