29. Проблема свободы и творчества в русской
философии
Владимир
Сергеевич Соловьев родился в 1853
г . Отец философа - знаменитый историк Сергей Михайлович
Соловьев. Соловьев гордился тем, что его семья со стороны отца происходила из
духовного сословия. Одно из главных своих произведений – «Оправдание добра» -
Соловьев посвятил памяти отца и деда, священника. Как и славянофилы, Соловьев
считал, что в основе пути, пройденного западной философской мыслью лежит
«раздвоение между личным мышлением» философов и общенародною верою, которое
должно быть преодолено. Соловье обосновывал и развивал многие свои философские
и богословские идеи. Например, совершенно четко выраженное, продолжающее традицию
христианской религиозно-философской антропологии учение о человеке как
естественном посреднике между Богом и материальным бытием. Соловьев выдвигал
идеи о «свободной вселенской теократии», которая мыслилась философои как
идеальная форма организации общественной и государственной жизни человечества и
должна была представлять собой
гармоническое единство власти церковной (первосвященник), основанной на вере и
благочестии, государственной (монарх), хранящее закон и справедливость, и
пророческой, гарантирующей неоскуднение духовных сил общества, его верность
началам свободы и любви.
Николай
Александрович Бердяев родился в 1874
г . в Киеве в дворянской семье. Две книги Бердяева –
«Философия свободы» и «Смысл творчества» обозначают духовный выбор философа.
Ключевая роль этих идей – свободы и творчества – в философском мировоззрении
Бердяева определилась в России в предреволюционные годы. Философ выделял
следующие важные понятия-символы: дух, противостоит царству природы;
объективация – драматизм судьбы человека, не способного на путях истории и
культуры выйти из пределов царства природы; трансцендирование – творческий
порыв, преодоление рабских оков природно-исторического бытия, экзистенциальное
время – духовный опыт личной и исторической жизни. Бердяев сам себя называл
философом свободы. Свобода – это то, что в конечном счете определяет содержание
царства духа, смысл его противостояния царству природы.
1)
Проблема свободы и творчества в русской философии:
В.С.Соловьев, Н.А.Бердяев.
Соловьев (1853 - 1900) - мыслитель,
проповедник, публицист, оратор, литературный кри-тик, поэт. Основными идеалами
его философии были:
- идея всеединства - объединения и гармонии
всех сторон бытия (материальной, духовной и др.);
- идея нравственности как главного аспекта
жизни человека (низший уровень нравствен-ности - право, высший - любовь);
- идея прогресса - как всеобщей связи
поколений;
- идея воскрешения всех, как живых (духовное
воскрешение), так и мертвых (телесно-духовное), как главная
- цель, к которой должно стремиться
человечество;
- идея Бога как выражения добра;
- идея «Богочеловека» - жизненного пути
личности, который основан на следовании Богу, добре, нравственности;
- идея Софии - всеобщей Божественной
мудрости;
- русская идея, состоящая по Соловьеву, из
трех идей: «Святой Руси» (Москва - Третий Рим), «Великой Руси» (реформы Петра
1) и «Свободной Руси» (дух декабристов и Пушкина).
Критиковал недостатки философских систем и
учений, как отвлеченность и односторон-ность. Он первым в России создал свою
особую философскую систему. Высшее единство суще-го - Бог. Бог олицетворяет
положительное всеединство сущего. Все материальное одухотворено Божественным
началом, выступая в качестве мировой души (Софии), т.е. смыслонаполненно-стью
вещей и событий, что связано с идеей творческого мастерства. Сущее содержит в
себе бла-го как проявление воли, истину как проявление разума и красоту как
проявление чувства. Сле-довательно, абсолютное осуществляет благо через истину
в красоте. Три начала - благо, истина, красота - составляют нерасторжимое
единство, предполагающее любовь - силу, подрывающую корни эгоизма.
Реальный мир - воплощение абсолютно -
сущего - это тело Божие (материя Божества), проникнутая началом Божественного
единства, посредником между ними выступала София - Мудрость Божия. Природа -
творение Бога, идущее к совершенству. Эмпирический, материаль-ный мир находится
в хаотическом состоянии. Призвание человека (центра всеобщего сознания природы)
выступает его мессианская по отношению к природе роль - роль её освободителя и
спасителя. Человечество - посредник между Божеством и природой. В его сознании
содержится форма всеединства. Человек призван видоизменить природу до её одухотворения.
Цель мировой истории - единство Бога и внебожественного мира, возглавляемого
человечеством. Нравственный смысл личности - звено между Божественным и
природным миром, реализуется в акте любви к другому человеку, к природе, к
Богу. Акт любви - нравственный поступок, которым человек приближает себя к
Абсолюту. Истинный предмет любви - Вечная Женственность, личный образ
всеединства. В обществе идея всеединства раскрывается как богочеловеческий союз
пюдей (вселенская церковь). Залог установления такого всеединства - объединение
Западной и Восточной (католической и православной) церквей.
Человек - вершина творения Бога. Общество -
расширенная личность, личность - сосредо-точенное общество. Идеалы совершенного
добра открывает христианство.
Жизнь
всякого человека есть творчество, свободное движение к добру. Жизнь — это
подвиг одухотворения.
Н.А.
Бердяев (1874 - 1948) - философ и
публицист. В начале творчества примыкал к мар-ксизму, позже его противник был
членом религиозно-философского общества. В Париже осно-вал и редактировал
русский религиозно-философский журнал «Путь». В его философии преоб-ладает
экзистенциальная и религиозная направленность.
Основные положения:
- высшей ценностью в окружающем мире
является свобода;
- свобода, «соборность» (единство духа и
воли) составляют основу существования человека;
- свобода человека подвергается угрозе
извне;
- данную угрозу несут в себе прежде всего
общество и государство, которые являются соб-ственно объективацией всеобщей
воли и механизмом подавления; общество и государство стремятся подчинить
человека, подавить его индивидуальность; задача человека - сохранить свою
самобытность, не дать обществу и государству ассимилировать себя;
- ключевую роль в жизни человека играет
также религия;
- Бог д.б. нравственным символом, примером
для человека;
- отношения между Богом и человеком д.б.
«на равных»; Бог не должен выступать в роли Господа (господина), а человек в
роли его раба;
- человек должен стремиться к Богу, но не
пытаться заменить Бога самим собой.
Особой чертой его творчества была страсть к
философской публицистике. Труды: «О назначении человека», «о смысле творчества»
и др. По Бердяеву, строящийся в СССР социализм (коммунизм) имеет истоки в
русском национальном характере (общность, взаимовыручка, стремление к
равенству, справедливости, коллективизму). Россия не должна принимать сторону
ни Востока, ни Запада. Россия - посредник между ними. Историческая миссия
России - построить «Царство Божие» (т.е. общество, построенное на взаимной
любви и милосердии) на Земле.
Философия Бердяева обосновывает «конец
света» в будущем. Она оказала большое влияние на развитие европейского
экзистенционализма - учения о человеке и его жизни.
Комментариев нет:
Отправить комментарий