1)
Личность и общество: диалектика взаимосвязи. Свобода
личности и ее ответственность.
Личность - индивидуальное средоточие и выражение общественных
отношений и функций людей, субъект познания и преобразования мира, прав и
обязанностей, этических, эстетических и всех иных социальных норм./ личность сгусток её регулятивно духовных потенций,
центр самосознания, источник воли, ядро характера
Качества
личности - врожденные или
приобретенные привычки, образ мышления и пове-дения. Качества формируются под
влиянием семьи и общества.
Ø Моральные
(позитивные) качества: гуманизм, человечность, честь, совесть, скромность,
великодушие, справедливость, верность.
Ø Общественно
осуждаемые (негативные): чванливость, цинизм, грубость, тунеядство, трусость,
нигилизм.
Ø Общественно
полезные качества - воля, решительность, мудрость, умение, установки,
убеждения, патриотизм.
Общество обеспечивает формирование и
обеспечение потребностеи личности
Особым аспектом нормальной жизни человека
(личности) в обществе является наличие социальных норм - общепринятые в
обществе правила, регулирующие поведение людей. Они поддерживают порядок,
равновесие в обществе; «окультуривают» человека, помогают человеку приобщиться
к жизни общества, социализироваться.
Виды социальных норм:
- нормы морали (регулируют наиболее общие
варианты поведения людей);
- нормы группы, коллектива (регулируют
поведение узких коллективов (нормы дружеской компании, преступной
группировки));
- специальные (профессиональные) нормы
(регламентируют поведение представителей тех или иных профессий);
- нормы права (устанавливаются
уполномоченными государственными органами; имеют общеобязательный характер;
формально определены; регулируют четко определенный круг общественных
отношений; подкреплены принудительной силой государства).
Философский аспект личности связан с
трактовкой свободы воли, то есть, является ли воля ничем не обусловленным
конечной причиной поступков и действий человеку или же они детерменированны –
то есть причинно обусловлены какими-то обстоятельствами. Спиноза определил
свободу как глубокое познание необходимости. Чем яснее и полнее человек
понимает необходимость, тем в большей степени он становится свободным. Но для
этого он должен познать свою природу как природу разумного существа, избавиться
от аффектов, пристрастий, искажающих его человеческую сущность. В Марксистской
философии свобода трактуется как познанная необходимость (закономерность) и как
практическое использование результатов этого познания (умение принимать решение
со знанием дела). Свобода – есть прежде всего свобода выбора. В полосе реальных
возможностей человек свободен делать свой выбор. Он носит случайный характер.
Выбор имеет альтернативный характер, человек может быть законопослушным или
нет. Это его выбор. Человеку приходится считаться с правоохранительной
системой, то есть человек несет ответственность за свой выбор, мера этой
ответственности может быть очень большой. Права свободы человека составляют
единый комплекс. Правовое государство обязуется их защищать.
Комментариев нет:
Отправить комментарий