понедельник, 17 сентября 2012 г.

42. Личность и общество: диалектика взаимосвязи. Свобода личности и ее ответственность.


1)       Личность и общество: диалектика взаимосвязи. Свобода личности и ее ответственность.

Личность - индивидуальное средоточие и выражение общественных отношений и функций людей, субъект познания и преобразования мира, прав и обязанностей, этических, эстетических и всех иных социальных норм./ личность сгусток её регулятивно духовных потенций, центр самосознания, источник воли, ядро характера
Качества личности - врожденные или приобретенные привычки, образ мышления и пове-дения. Качества формируются под влиянием семьи и общества.
Ø  Моральные (позитивные) качества: гуманизм, человечность, честь, совесть, скромность, великодушие, справедливость, верность.
Ø  Общественно осуждаемые (негативные): чванливость, цинизм, грубость, тунеядство, трусость, нигилизм.
Ø  Общественно полезные качества - воля, решительность, мудрость, умение, установки, убеждения, патриотизм.
Общество обеспечивает формирование и обеспечение потребностеи личности
Особым аспектом нормальной жизни человека (личности) в обществе является наличие социальных норм - общепринятые в обществе правила, регулирующие поведение людей. Они поддерживают порядок, равновесие в обществе; «окультуривают» человека, помогают человеку приобщиться к жизни общества, социализироваться.
Виды социальных норм:
- нормы морали (регулируют наиболее общие варианты поведения людей);
- нормы группы, коллектива (регулируют поведение узких коллективов (нормы дружеской компании, преступной группировки));
- специальные (профессиональные) нормы (регламентируют поведение представителей тех или иных профессий);
- нормы права (устанавливаются уполномоченными государственными органами; имеют общеобязательный характер; формально определены; регулируют четко определенный круг общественных отношений; подкреплены принудительной силой государства).

Философский аспект личности связан с трактовкой свободы воли, то есть, является ли воля ничем не обусловленным конечной причиной поступков и действий человеку или же они детерменированны – то есть причинно обусловлены какими-то обстоятельствами. Спиноза определил свободу как глубокое познание необходимости. Чем яснее и полнее человек понимает необходимость, тем в большей степени он становится свободным. Но для этого он должен познать свою природу как природу разумного существа, избавиться от аффектов, пристрастий, искажающих его человеческую сущность. В Марксистской философии свобода трактуется как познанная необходимость (закономерность) и как практическое использование результатов этого познания (умение принимать решение со знанием дела). Свобода – есть прежде всего свобода выбора. В полосе реальных возможностей человек свободен делать свой выбор. Он носит случайный характер. Выбор имеет альтернативный характер, человек может быть законопослушным или нет. Это его выбор. Человеку приходится считаться с правоохранительной системой, то есть человек несет ответственность за свой выбор, мера этой ответственности может быть очень большой. Права свободы человека составляют единый комплекс. Правовое государство обязуется их защищать.

Комментариев нет:

Отправить комментарий