понедельник, 17 сентября 2012 г.

21. Формирование и основные проблемы философии марксизма.


Основные этапы становления и развития марксистской философии

* Младогегельянский период в творчестве Маркса и Энгельса. Активное освоение теоретического наследия немецкой классики. Гегельянская позиция в философии. Демократические симпатии Маркса и Энгельса в социально-политической области. Этот период охватывает 1839-43 гг.
* Критика идеализма Гегеля. Начало формирования собственно марксистских взглядов. Переход на позиции материализма и коммунизма. 1843-44 гг.
* Окончательное оформление философских идей марксизма. 1845-50 гг. Развитие философских, социально-философских и методологических положений марксизма в работах Маркса и Энгельса в оставшийся период их жизни.
* Развитие марксистской философии в трудах учеников Маркса и Энгельса в 70 - 90-е годы XIX столетия.
* Ленинский этап в философии марксизма. Он охватывает 1895 - 1924 гг.
* Марксистско-ленинская философия в СССР в 20 - 80-е годы XX столетия.
* Западный марксизм в XX веке.
* Современное состояние марксистской мысли.

Основные философские идеи марксизма
* Идея практики;
Практика первична и определяет духовный мир человека, его культуру. Она имеет общественный характер, служит основой общения между людьми, предпосылкой различных форм общежития.
Практика - это предметная деятельность, имеющая следующую структуру: потребность - цель - мотив - собственно целесообразная деятельность - средства - результат.
Хотя практика и противоположна теории, между ними существует тесная взаимосвязь по следующим пунктам:
·         Практика является источником теории, выступает в роли "заказчика" тех или иных разработок. Вещи, не имеющие практического значения, разрабатываются крайне редко.
·         Практика является критерием истинности теории.
·         Практика - цель любой теории.
·         Практика как целостный процесс описывается с помощью категорий опредмечивания и распредмечивания.
* Идеи и принципы материалистической диалектики;
Марксистская диалектика включает в себя:
·         Представление о мире как целостной системе.
·         Учение о связях и отношениях между частями мира как целого.
·         Проблему развития мира в целом и его частей.
·         Специальный познавательный аппарат, с помощью которого происходит познание мира. Он состоит из категорий и принципов, образующие в совокупности диалектический метод познания.
Процесс развития Маркс и Энгельс подчиняют, вслед за Гегелем, действию трех законов:
·         Закона единства и борьбы противоположностей.
·         Закона взаимного перехода количественных и качественных изменений.
·         Закона отрицания отрицания.
* Диалектико-материалистическое понимание истории;
основополагающие его тезисы:
·         Общество есть не результат произвола правителей или божественного вмешательства, а является продуктом деятельности людей.
·         Общество исторично, оно развивается во времени. Движет обществом не законодательная, политическая или идеологическая работа, а деятельность людей по производству необходимых для себя благ.
·         В системе разветвленных видов человеческой деятельности есть основополагающая, производственно-материальная деятельность. Люди в первую очередь создают материальные условия жизни, а уже потом пишут стихи, занимаются политикой и т.п.
Всего типов способа производства Маркс и Энгельс насчитали пять:
·         Первобытнообщинный.
·         Рабовладельческий.
·         Феодальный.
·         Капиталистический.
·         Коммунистический.
* Концепция отчуждения.
Философ был убежден, что отчуждение преодолевается не в области мышления, а в сфере практической деятельности. Он выделял такие формы отчуждения:
·         Отчуждение условий труда от самого труда.
·         Отчуждение результатов труда.
·         Отчуждение социальных институтов от человека.
·         Отчуждение идеологии от жизни.




Карл Маркс родился в Трире в 1818 г. в семье адвоката. Труды: «Капитал».
Тезис Маркса: «Не сознание определяет бытие, а социальное бытие определяет сознание». Социальный труд как антропогенный фактор отделяет человека от животного. Человек трансформирует природу, очеловечивая ее так, что природа становится неорганическим телом человека. Рождение идей неотделимо от материальных отношений между людьми. Сами люди неизбежным образом ограничены определенным уровнем развития производственных сил. В производстве условий социальной жизни люди вступают в необходимые отношения, не зависящие от их воли. Эти отношение, взятые вместе образуют экономическую структуру общества, основу, над которой надстраиваются политические, юридические и идеологические отношения. Способ производства обусловливает социально-политические институты и духовную жизнь.
Сущность человека – в его продуктивной активности. Сначала он создавал средства, удовлетворяющие его жизненные потребности. Одна удовлетворенная потребность рождает другую. Нужды растут, семья перерастает в общество. Растущее население и потребительский спрос ведут к разделению труда. Выделение интеллектуального труда становится социальной основой иллюзии, что сознание, духовное, есть нечто надматериальное и надисторическое. С другой стороны, это основа для возникновения класса людей, живущих трудом других людей. Идеи, доминирующие в определенную эпоху – это всегда идеи господствующего класса. Законы, мораль, философия – все это образует идеологию существующего порядка.
Индикатором зрелости общества, говорил Маркс, является отношение к женщине. В отношении мужчины к женщине «отношение к природе проявляется в чувственном виде, в виде наглядного факта того, насколько стала для человека природой человеческая сущность».
Отношение к религии. Человек создает религию. Государство и общество порождают религию и тип сознания, воспринимающего мир перевернутым. Поэтому, борьба против религии это есть борьба против того общества, которое обслуживает эта религия. Есть фантастический мир богов, поскольку есть иррациональный и несправедливый земной мир.
Известна одна наука, пишет Маркс в «Немецкой идеологии», - наука история. Как нельзя судить о человеке по тому, что он сам о себе думает, так опрометчиво делать выводы об исторической эпохе по отражению в сознании.
История любого общества, как написано в «Манифесте Коммунистической партии» - это история классов. В наше время – это буржуа и пролетарии. Первые – владельцы частной собственности, вторые – те, у кого ее нет, а потому они вынуждены продавать свою рабочую силу. По закону диалектики, если буржуазия составляет внутреннее противоречие феодализма, то пролетариат – динамит внутри буржуазного общества. В той мере, в какой растет буржуазия и, значит, капитал, пропорционально растет пролетариат и его способность к самоорганизации. Теория становится революционной силой, когда она овладевает массами.

Комментариев нет:

Отправить комментарий