Иммануил Кант
родился в Кенигсберге (ныне Калининград) в Восточной Пруссии в 1724 г . Труды: «Критика
чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения»
Кант говорил,
что научное познание интересуют суждения всеобщие и необходимые, дающие прирост
знания. Так у него возникает теория суждений. Аналитическое суждение формируется априорно, нет необходимости
прибегать к опыту. Оно универсально, но не прибавляет нового знания. Именно
поэтому наука широко использует эти суждения для объяснения, но никогда не для
обоснования своих положений. Синтетическое
суждение, напротив, наращивает знание постольку, поскольку о субъекте
сообщается нечто новое. Основываясь на опыте, мы чаще всего прибегаем к
синтетическим суждениям, например, в экспериментальных науках.
Наше познание,
как отмечали философы, имеет две ветви – чувства и рассудок. Они разнятся не по
степени от смутного до ясного, а по самой природе. Возможно, говорит Кант,
корень у них был общий, но нам он неизвестен. Посредством чувственности объекты
попадают в зону нашего внимания, рассудок позволяет нам обдумывать их. Кант
дает следующие терминологические разъяснения. Ощущение – результат действия предмета на нашу способность
воспринимать и представлять. Чувственность
(восприимчивость) - это способность
получать представления тем способом, каким предметы воздействуют на нас. Интуиция есть непосредственное
проникновение в суть предметов. ПО Канту есть лишь одна интуиция – чувственная.
Человеческий рассудок не способен к мгновенному и непосредственному усвоению
сути того или иного явления, но, когда он анализирует, не может не сверяться с
чувственными данными. Предмет чувственной интуиции называется феноменом. В самом феномене (т.е. вещи
представленной в чувственном виде) Кант различает форму и материю.
Помимо
чувственных интуиций, у человека есть еще и способность анализировать. Сначала
предметы действуют на чувства, затем мы обдумываем результат. Рассудок не
постигает суть, а чувственная интуиция не анализирует, истина рождается в их
союзе. Именно поэтому мы особо выделяем эстетику как науку о законах
чувственности. Правила работы интеллекта изучает логика, логика делится на
общую и трансцендентальную.
Разум
человеческий не только способен к теоретическому познанию, но способен и к
моральному действию. Эту последнюю способность изучает «Критика практического
разума». Цель практического разума показать волю в действии, направленном на
контакт с реальностью. «Практическими принципами» Кант называет общие
детерминации воли, в подчинении которых есть множество частных практических
правил. Кант делит практические принципы на максимы и императивы. Максима есть
субъективный принцип, относящийся к отдельным индивидам, а не ко всем вместе.
Императивы, напротив – объективные практические принципы, значимые для всех.
Постулаты практического разума: 1.
Свобода есть условие императива. 2. Существование Бога возведено к постулатам
следующим образом. Добродетель – конечно, благо, но еще не благо во все его
полноте. Моральный закон повелевает быть виртуозным, чистым и честным, что
делает человека достойным счастья, и отсюда постулат о Боге и ином мире, где реализуется все разумное, невозможное
в этом мире. 3. Бессмертие души становится постулатом. Идея блага требует
подчинить волю моральному закону, но это уже идеал святости. А поскольку это
категорическое требование, которого никто из нас грешных не может выполнить,
Томы относим его к бесконечному. Однако бесконечный прогресс по Канту возможен,
если допустить существование некой разумной личности, бесконечно расширяющейся
и бессмертной по имени душа.
Слово
диалектика пришло из античной философии. Трансцендентальная диалектика Канта говорит
о следующем. Человеческое познание ограничено горизонтом опыта. Его попытки
выйти за пределы опыта естественны, так как они отвечают духовным запросам
человека. Оказавшись за горизонтом опыта, человеческий дух неизбежно попадает в
ловушку иллюзий. Можно защититься от иллюзий, но нельзя избавиться от них
насовсем. Неизбежность иллюзии – в ее укорененности в субъект - объектной
природе познания. Следовательно, нужна естественная и необходимая диалектика
чистого разума. В последней части «Критики чистого разума» Кант перечисляет,
сколько и какие именно иллюзии характерны для человеческого духа, пока он не
войдет в пространство порядка. Критическое изучение таких ошибок и есть, по
Канту, диалектика.
Диалектика
у Гегеля представляет собой систему научного метода. Основой диалектики
становится движение. Причина этого в том, что движение – это сама природа Духа,
движение – удержание от распада, жизненная сила бытия. Таким образом, у Гегеля,
диалектика как реальность вообще, а значит, как истинное представляет собой
неустанное круговое движение.
Гегель
выделяет три стороны, или три момента диалектического движения. Эти три момента
принято обозначать в упрощенной форме терминами: 1) тезис; 2) антитезис; 3)
синтез. Гегель пользуется ими в редких случаях и отдает предпочтение более
сложному языку. Первый момент назван Гегелем «абстрактной или рассудочной
стороной»; второй определен как «диалектическая или негативно разумная сторона»;
третий обозначен как «спекулятивная или позитивно разумная, сторона» Рассмотрим
эти три пункта. 1) Рассудок – способность, которая абстрагирует определенные
понятия. Он различает, разграничивает, останавливаясь на определениях, которые
находит в какой-то степени окончательными. 2) Выход за границы рассудка есть
особое свойство разума, имеющее как отрицательный, таки положительный момент.
Отрицательный момент, называемый Гегелем диалектическим в узком смысле
(диалектика в широком смысле охватывает все три описываемых момента), состоит в
расшатывании рассудка и его продуктов. 3) Спекулятивный или
положительно-разумный момент есть постижение единства противоположных
определений, или положительное, возникающее в результате разрешения
противоположностей (синтез противоположностей).
Комментариев нет:
Отправить комментарий