Истина
- это цель, к которой устремлено познание, и как писал Ф. Бекон, знание - сила,
но лишь при том непременном условии, что оно истинно. Истина есть знание. Но
всякое ли знание есть истина? Знание о мире и даже об отдельных его фрагментах
в силу ряда причин может включать в себя заблуждения, а порой и сознательное
искажение истины, хотя знания и составляют отражение действительности в
сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий.
Аристотель:
истина - это соответствие знания объекту, действительности. Р. Декарт:
важнейший признак истинного знания - ясность. Для Платона и Гегеля истина
выступает как согласие разума с самим собой, поскольку познание является с их
точки зрения раскрытием духовной, разумной первоосновы мира.
Существует
ряд форм истины: обыденная или житейская, научная истина,
художественная истина. В целом же форм истины почти столько, сколько видов
занятий. Особое место среди них занимает научная истина, характеризующаяся
рядом признаков. Научную истину отличает системность, упорядоченность знания в
ее рамках и обоснованность, доказательность знания.
Истина
конкретна, поскольку сохраняет свое значение лишь для определенных условий
времени и места, а с их изменением может превратиться в свою противоположность.
Благотворен ли дождь? Однозначного ответа быть не может, он зависит от условий.
Заблуждение - это такое содержание сознания, которое не соответствует реальности, но
принимается за истинное. Заблуждение – следствие ограниченности
знаний в определенное время, а также сложности решаемых проблем.
Ложь - намеренное искажение действительного положения дел с целью обмануть
кого-либо. Ложь нередко принимает облик дезинформации - подмены
из корыстных целей достоверного недостоверным, истинного ложным.
Обратимся
к вопросу - что является критерием истины?
1)
Так Декарт и Спиноза считали таким критерием ясность. Критерий этот
субъективен, а потому и ненадежен: ясным может представляться и заблуждение,
особенно потому, что это мое заблуждение.
2)
Другой критерий: истинно то, что признается таковым большинством. Так мы часто
пытаемся решать многие вопросы по большинству голосов, прибегая к голосованию?
3)
Прагматический подход - истинно то, что полезно. В принципе истина всегда
полезна, даже тогда, когда она неприятна. Но обратное заключение: полезное
всегда есть истина - несостоятельно. При подобном подходе любая ложь, если она
полезна субъекту, так сказать, во спасение ему, может считаться истиной.
4)
Практика, как критерий истины и абсолютна и относительна. Абсолютна, так как
иного критерия в нашем распоряжении нет. Но этот критерий и относителен в силу
ограниченности практики в каждый исторический период. Так, практика на
протяжении столетий не могла опровергнуть тезис о неделимости атома. Но с
развитием практики и познания этот тезис был опровергнут.
1)
Теории истины. Критерии истины. Истина, ложь,
заблуждение
Истина - адекватное отражение объекта познающим субъектом
Заблуждение
–иллюзорное восприятие
действительности
Ложь - искажение действительного состояния дел, имеющее
целью ввести кого-либо в обман
Критерии
истины
·
Ясность
·
Общезначимость
·
Реализуемость
·
Практика
Теории истины:
Корреспондентская концепция: истина — это соответствие мысли (высказывания) и
действительности (вещи), представление, предельно адекватное или совпадающее с
реальностью (Аристотель, средневековая философия, философия Нового времени,
Гегель); способы установления соответствия мысли и действительности:
Ø Авторитарная концепция: истина — это убеждение и/или
доверие авторитету (средневековая философия, богословие)
Ø Теория истины как очевидности: истина — это «ясное и
отчетливое представление» (Р. Декарт, Ф.Брентано, Э. Гуссерль)
Ø Теория истины как опытной подтверждаемости (Дж. Локк,
М. Шлик)
Ø Семантическая теория истины: поскольку высказывание о
высказывании порождает семантические парадоксы, вводится запрет на определение
понятия истины в теории, использующей данное понятие; требуется построение
метатеории, задающей условия понимания истины для исходной теории (А. Тарский)
Неклассические концепции:
Ø Конвенциональная теория: истина — это результат
соглашения (А. Пуанкаре, Т.Кун)
Ø Когерентная теория: истина — это характеристика
непротиворечивого сообщения, свойство согласованности знаний (Р.Авенариус,
Э.Мах)
Ø Прагматическая теория: истина — это полезность знания,
его эффективность, то есть истинным является сообщение, позволяющее достичь
успеха (Ч. С. Пирс)
Комментариев нет:
Отправить комментарий