понедельник, 17 сентября 2012 г.

12. Гуманизм и антропоцентризм философии Возрождения: Л.Валла, Эразм Роттердамский, М.Монтень




1)       Гуманизм и антропоцентризм философии Возрождения: Л.Валла, Эразм Роттердамский, М.Монтень.
Л.Валла
·         Основой этической концепции Валлы стали идеи Эпикура, его теория наслаждения, получившая у гуманиста резкую антиаскетическую направленность. Наслаждение (voluptas), полагает Валла, — это естественное свойство человека и цель его устремлений. Все богатство материальных и духовных благ должно служить человеку, удовлетворению его разносторонних потребностей и в конечном счете — радости и счастью в земной жизни.
·         Единство души и тела поэтому надо заботится об обоих
·         благо отдельного человека, по убеждению гуманиста, не должно достигаться в ущерб другим людям: важен разумный выбор пути к счастью.
Л.Валла - эпикуреец. У него этика - этика удовольствий(как у Эпикура).Но у В. картина более сложная. Выделял духов., нравствен., правов. Удовольствия, но все они не существенны. Самое высшее удовол-ие - любовь к Богу
Эразм Роттердамский
Он создал стройную систему нового богословия, которое называл «философией Христа»
Главной целью Эразма была гуманистическая реформа образования и культуры, на основе которой он надеялся мирными средствами просветительства добиться совершенствования общества, государства, церкви. Отсюда свойственная Эразму высокая оценка разума, знания, неутомимой трудовой активности человека. Его отличал неизменный интерес к задачам нравственного воспитания человека и общества – к «науке добродетели».
Он считал, что к  людям и вещам нужно относится так, словно  этот наш мир – общее для всех отечество, и если бы люди это усвоили, ставя превыше всего закон христианской любви, то, исчезла бы война, ненависть, коварство
Смысл гуманистического учения Эразма Роттердамского  и  гуманистов  эпохи Возрождения, просматривается в первую очередь в осознании ими необходимости изменения духовного облика человека, воспитания человека высоконравственного, что является залогом преодоления всех противоречий человеческого  бытия
Чудо заключено в нас самих, в  Возрождении человека, который в своей уникальной индивидуальности неизменно должен понимать, что он часть единого целого и от каждого в отдельности зависит будущее  цивилизации.
Человек, по мнению Эразма (а точнее, по мнению Оригена и апостола Павла), состоит из души, духа и тела. Тело — низшая часть человека, оно хуже даже, чем у животных. Дух — это тот свет, который осеняет человека: свет истины, свет добра, свет спасения. Душа связывает дух и тело, она может направлять свои усилия или к телу, или в сторону духа. Таким образом, человек становится или безнравственным, или нравственным.
В этом и состоит добродетель человека — в правильном направлении усилий собственной души. Душа может стать или хуже животных, или лучше ангелов — в зависимости от того, каким станет человек. Апостол Павел называл дух внутренним человеком, а страсть — телом, плотью, внешним человеком. Цель человека — стать духом, в этом плане и должно реализовываться стремление познать самого себя.
В познании самого себя человеку мешают три зла: слепота незнания, затуманивающая разум; страсти, идущие от плоти; немощность человеческого естества. Поэтому и порядок направления усилий человека состоит именно в избавлении от этих трех зол. Сначала нужно знать истину, преодолеть слепоту незнания, затем преодолеть свою плоть, т.е. ненавидеть зло, а затем преодолеть свою немощность, т.е. быть стойким в преодолении своих страстей.

Человеческая жизнь, считал Эразм Роттердамский, есть ни что иное, как непрерывная борьба и простые люди, души которых мир-обманщик улавливает обольстительнейшими забавами, сильно за­блуждаются. "Мир-обманщик" это мир пороков с домогательствами и всяческими кознями. Многие из пороков смертельны. Смысл челове­ческого существования Эразм видел в преодолении пороков путем сра­жения с ними двумя видами оружия - молитвой и знанием. 1)При этом молитва ведет чувство на небо, словно в крепость, неприступную для врагов, а знание укрепляет ум спасительными помыслами. Важной предпосылкой борьбы с пороками и злом является, по Эразму Роттердамскому, изучение Священного писания, ибо оно вдох­новлено Богом и исходит от него. 2)Торжество разума освещающает путь позна­ния божественных истин. Тем самым Эразм Роттердамский оказался вер­ным сыном своей эпохи, эпохи человека, гуманизма и свободы творчества.
Философия должна сместиться "с неба на землю" и решать коренные проблемы человеческого бытия. При этом профессиональной учености и ортодоксальной серьезности Эразм проти­вопоставляет философию "свободной игры". "Сократ опустил философию с неба на землю, — говорил Эразм, — я же низвел ее даже до игр, до бесед и застолий. Ведь даже и забавы христиан должны иметь привкус философии". "Истинное христианское благочестие", т.е. подлинный смысл христианства, Эразм видел в следовании законам любви и милосер­дия, а не в слепом и формальном соблюдении внешних обрядов. И хотя Эразм и ссылается на отцов церкви, его "философия Христа" есть пере­работка христианской этики.


М.Монтень
Человек существует не для того, чтобы создавать себе нравственные идеалы и стараться к ним приблизиться, а для того, чтобы быть счастливым.
Принцип, которым должны регулироваться эти отношения, есть принцип справедливости; каждому человеку нужно воздавать по заслугам, ибо так в конечном счете проявляют справедливость и к самому себе
Первый долг человека по отношению к государству — уважение к существующему порядку.
Признавая эгоизм главной причиной человеческих действий, Монтень не возмущается этим, находит это вполне естественным и даже необходимым для человеческого счастья, потому что если человек будет принимать интересы других так же близко к сердцу, как свои собственные, тогда прощай счастье и душевное спокойствие! Он осаживает на каждом шагу человеческую гордость, доказывая, что человек не может познать абсолютной истины, что все истины, признаваемые нами абсолютными, не более как относительные.
Опыты" Монтеня стали эпохальными в борьбе со схоластическим догматизмом и религиозным авторитаризмом. Монтень, поставив вопрос о человеческом знании в свете критики закоренелых предрассудков, показал относительность и изменчивость знания, необходимость его постоянного совершенствования, В формуле Монтеня "философствовать - значит, сомневаться", содержится важный момент философского знания, ставший исходным для некоторых последующих направлений философии.
Склонность к легковерию и готовность поддаваться убеждению со стороны, отмечал Монтень, происходит от простодушия и невежества. Чем менее стойка и образована душа, тем быстрее она поддается силе убеждения. "Вот почему дети, простолюдины и женщины больше склонны к тому, чтобы их водили, так сказать, за уши". Вместе с тем было бы глупым бахвальством презирать и осуждать как ложное то, что кажется нам ; невероятным, а это обычный порок, кто считает, что они превосходят» знаниями других. Нет на свете большего безумия, подчеркивал Монтень, чем мерить пределы воли господней и могущество матери нашей природы мерой наших способностей и нашей осведомленности. Он призывает с большим почтением относиться к поистине безграничному могуществу природы и яснее осознавать нашу собственную невежественность и слабость.


Комментариев нет:

Отправить комментарий