понедельник, 17 сентября 2012 г.

22. Альтернатива славянофильства и западничества в русской философии: А.С.Хомяков, А.И.Герцен.


Альтернатива славянофильства и западничества в русской философии (Хомяков, Герцен)
Славянофильство – часть русской общественной мысли и культуры XIX в. Как общественно-политическое направление славянофильство вместе со своим постоянным оппонентом – западничеством – составило этап в формировании русского общественно-политического сознания. В то же время славянофильство – это не политическая партия или группа. В лице славянофилов русская культура активно включилась в общеевропейский спор-диалог о смысле истории, подлинном и мнимом прогрессе, национальном и общечеловеческом в культуре. Славянофилы, будучи религиозными мыслителями, особую роль отводили православию.
Ведущие представители славянофильства не были создателями законченных философских или социально-политических систем. Так Алексей Степанович Хомяков (1804-60), идейный вождь славянофильства родился в Москве в старинной дворянской семье. В статье «О старом и новом» впервые были изложены социально-политические и философско-исторические воззрения славянофилов. Автор подчеркивал прекрасное значение слова «государство», указывал на необходимость сильной центральной власти. Хомяков перечислял преобразования, необходимые России: грамотность в селах, суд присяжных, отсутствие крепостного права, равенство сословий, позволяющего людям переходить по все степеням государственной службы и достигать высших званий, свобода церкви. Под церковью понималась духовная связь, «соборно» объединяющая верующих. Подлинный идеал церковной жизни  сохраняет только православие, гармонически сочетая единство и свободу и тем самым реализуя центральную, по Хомякову, идею Церкви – идею соборности.
Цель, осуществлению которой намеревалось содействовать славянофильство, была обозначена Хомяковым в статье «Об общественном воспитании России». Русский народ, считал Хомяков, не чужд науке, он ее примет, если она будет соответствовать его восприятию жизни. Славянофильская концепция воспитания связана с «новой наукой», отличной от той, которая принята от Запада и носит колониальный характер. Идеальной науке соответствует новый образ будущего общества, развивающегося не по логическим путям, а по законам нравственного мира, которые приобретут первостепенное значение.
Российское западничество не было единым и однородным идейным течением. Среди общественных и культурных деятелей, считавших, что единственный приемлемый для России вариант развития – это путь западноевропейской цивилизации, были люди самых разных убеждений. Александр Иванович Герцен (1812-70) принадлежал к радикально-революционному крылу российского западничества. В основном философском сочинении – «Письма об изучении природы» Герцен высоко оценивал диалектический метод Гегеля. Герцен объяснял природу «родословной мышления», а идею чистого бытия – иллюзией. В поздних суждениях Гегель говорил, что процесс формирования в обществе носит тип массового сознания, исключительно потребительского, что ведет к утрате индивидуального и личностного своеобразия. Разочаровавшись в европейском прогрессе, Гегель видел спасение лишь в вере в Россию. Он не стал славянофилом и не отказался от надежд установления социалистических отношений в России. Перспективы развития социализма Герцен связывал теперь с русской крестьянской общиной и эти его идеи и стали одни из источников народнической идеологии.



Западники - Герцен, Огарев Н.П., Кавелин К.Д., В. Г Белинский.
Западники хорошо усвоили философские традиции современной им западной философии (материализм, эмпиризм) и пытались привести их в русскую философию. Считали, что отдель-ного от остальной цивилизации, «уникального» исторического пути России нет. Россия просто отстала от мировой цивилизации и законсервировалась сама в себе. Благо для России -освоить западные ценности и стать нормальной цивилизованной страной.
Славянофилы - А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, Ю.Ф. Самарин, А.Н. Островский, братья К.С. и И.С. Аксаковы.
Согласно им основу исторического бытия России составляют православие и общинный образ жизни, а русский народ принципиально отличается по своему менталитету от народов Запада (святость, соборность, набожность, коллективизм, взаимовыручка против бездуховности, индивидуализма, конкуренции Запада). Любые реформы, попытки насадить на русскую почву западные традиции рано или поздно оканчивались для России трагически. Западная культура уже завершила круг своего развития и клонится к упадку, что выражается в порожденном ею чувстве «обманутой надежды» и «безотрадной пустоты». Они развивали учение о человеке и обществе, основанное на религиозных представлениях, проявившееся в учении об иерархической структуре души и о её «центральных силах» (Хомяков). Достижение целостности человека и связанное с этим обновление общественной жизни они усматривали в идее общины, духовной основой которой является русская православная церковь. Первоначало всего сущего (Хомяков) - «Болящий разум» или Бог. Исторический прогресс человечества связан с отысканием «духовного смысла». Сущность мира, или «волящий разум» м.б. познана лишь своеобразным синтезом всех духовных функций человека, так называемой «разумной зоячестью» или «живознанием», исходным началом которых является «народная вера», религия. Историческое значение: оно стало выражением идеологии русского либерализма, игравшего роль в подготовке крестьянской реформы 1861 года.
- Герцен был не согласен с идеологией славянофилов. В своих изданиях – Альманахе «Полярная звезда» и газете «Колокол» - он выступал против крепостничества и царизма, выдвигая общедемократические требования - освобождение крестьян с землей, общинное землевладение и уничтожение цензуры. Идеал - справедливо устроенная жизнь: природа и человеческая история вечно и непрерывно изменяются, при чем движение происходит посредством борьбы двух противоположных тенденций - возникновения и разрушения. Личность - вершина исторического мира, к ней все примыкает, ею все живет.
Общефилософские проблемы - единство бытия и мышления, жизни и идеала, поиски ме-тода, в котором гармонично сочетались бы эмпирический и рациональные приемы человеческого ума. Грядущий мир - царство разума; он подытожит и воплотит разумные начала всей предшествующей истории: реалистическое преклонение перед природой и принципы суверенности личности, свободы духа, развитые в первоначальном христианстве. Он ратовал за снятие крайностей материализма и идеализма. В молодости - верующий, впоследствии разделял идеи атеизма. Развивал идею единства среды и личности, исторических обстоятельств и человеческой воли. Герцен с глубоким интересом воспринимал идеи социализма, т.к. пути к нему многообразны и зависят от исторически сложившихся форм общественной жизни и культуры. Для России приемлем крестьянский социализм, т.к. русская деревенская община содержит его зачатки (но это не окончательная и совершенная форма общественного устройства). Склонялся к реформистским путям совершенствования общества. Он боролся за просвещение масс, подготавливающее их к социальному перевороту. После поражения революции он существенно пересмотрел свои воззрения: отказался от идеи разумности хода истории. Он пришел к выводу о возможности для России иного, отличного от западноевропейского пути развития, рассматривая общину как основу для такого развития. Он возвел фундамент для позднейшего русского народничества. Нельзя звать массы к социальному перевороту, потому что насилием и террором можно только расчищать место для будущего, но не создавать новое. Для социального созидания нужно народное сознание, «нельзя людей освобождать в наружной жизни больше, чем они освобождены внутри».

Комментариев нет:

Отправить комментарий