1)
основные идеи философии Просвещения XVIII в.: Вольтер,
Ж.-Ж.Руссо.
Мари Франсуа Аруэ (Вольтер) - философ,
писатель.
-
страстно выступал против религии, особенно католицизма;
-
считал Бога основателем окружающего мира, связующим началом всего сущего, однако
был убежден, что никакая теория и практика не сможет достоверно доказать ни Его
наличие, ни Его отсутствие;
-
видел необходимость в признании существования Бога с морально-эстетической
точки зрения для того, чтобы поддерживать порядок в обществе, держать людей
(под угрозой божьего наказания) в повиновении и жестких рамках нравственности;
- в
отношении познания выступал за совмещение эмпиризма и рационализма, отдавая
предпочтение первому;
-
выступал за гуманное отношение к простому народу и уважение его прав, идеал
государства - абсолютная монархия во главе с просвещенным властителем (т.е.
выдвинул идею «просвещенного абсолютизма»), а также вел переписку с рядом
«просвещенных» монархов (Екатерина 2) и давал практические рекомендации по
обустройству государства.
Руссо уделял внимание
социально-политической философии.
-
видел в Боге мировую волю и мировой разум;
-
материя несотворима и объективно существует всегда;
-
человек состоит из смертного тела и бессмертной души;
-
человек не в силах до конца познать мир (сущностей, вещей и явлений);
-
выступал против религии как таковой, против христианства, однако из-за боязни
того, что в случае ликвидации религии упадут нравы и исчезнут моральные
ограничения, предлагал создать заменитель религии - «гражданскую религию»,
«культ великого существа (Бога)», «культ мировой воли»;
-
сторонник эмпирического познания;
-
главная причина противоречий в обществе - частная собственность;
-
обосновал право народа на восстание (угнетенное, лишенное прав и собственности
боль-шинство имеет право свергнуть паразитирующее меньшинство и властителя и
создать общество по собственному усмотрению);
- в
справедливом, идеальном обществе все должны обладать равными правами, а частная
собственность равномерно должна быть распределена между всеми гражданами в
размерах, необходимых для жизни (но не для обогащения);
-
власть должна осуществляться не через парламент, а гражданами - непосредственно
через собрания, сходы;
- в
будущем государстве должно быть новая система воспитания детей: дети д.б.
изолиро-ваны от окружающего мира в специальных учебных заведениях, где из них
будут воспитывать людей нового общества - на идеях личной свободы,
взаимоуважения, нетерпимости к религии и деспотизму; владеющих профессией и
понимающих ведущие науки.
До
2-х лет ребенок с матерью, на лоне природы, вне общества.
Три
фактора, влияющие на воспитание:
(1)
природа ребенка (наследственность);
(2)
вещи (среда);
(3)
люди;
Природа
ребенка идеальна, ребенок рождается свободным, добрым, любознательным. Окружающая
среда несправедлива, уродлива и противоречива, следовательно, ребенка надо
изолировать. Ведущий фактор (1), а (2), (3) создают возможности для воспитания.
Главная
функция воспитателя - не прибегая к насилию, руководить интересами ребенка так,
чтобы он этого не замечал. Руссо требовал уважать личность ребенка, считаться с
его интересами и запросами.
Комментариев нет:
Отправить комментарий