понедельник, 17 сентября 2012 г.

17. Основные идеи философии Просвещения XVIII в.: Вольтер, Ж.-Ж.Руссо.




1)       основные идеи философии Просвещения XVIII в.: Вольтер, Ж.-Ж.Руссо.

Мари Франсуа Аруэ (Вольтер) - философ, писатель.
- страстно выступал против религии, особенно католицизма;
- считал Бога основателем окружающего мира, связующим началом всего сущего, однако был убежден, что никакая теория и практика не сможет достоверно доказать ни Его наличие, ни Его отсутствие;
- видел необходимость в признании существования Бога с морально-эстетической точки зрения для того, чтобы поддерживать порядок в обществе, держать людей (под угрозой божьего наказания) в повиновении и жестких рамках нравственности;
- в отношении познания выступал за совмещение эмпиризма и рационализма, отдавая предпочтение первому;
- выступал за гуманное отношение к простому народу и уважение его прав, идеал государства - абсолютная монархия во главе с просвещенным властителем (т.е. выдвинул идею «просвещенного абсолютизма»), а также вел переписку с рядом «просвещенных» монархов (Екатерина 2) и давал практические рекомендации по обустройству государства.
Руссо уделял внимание социально-политической философии.
- видел в Боге мировую волю и мировой разум;
- материя несотворима и объективно существует всегда;
- человек состоит из смертного тела и бессмертной души;
- человек не в силах до конца познать мир (сущностей, вещей и явлений);
- выступал против религии как таковой, против христианства, однако из-за боязни того, что в случае ликвидации религии упадут нравы и исчезнут моральные ограничения, предлагал создать заменитель религии - «гражданскую религию», «культ великого существа (Бога)», «культ мировой воли»;
- сторонник эмпирического познания;
- главная причина противоречий в обществе - частная собственность;
- обосновал право народа на восстание (угнетенное, лишенное прав и собственности боль-шинство имеет право свергнуть паразитирующее меньшинство и властителя и создать общество по собственному усмотрению);
- в справедливом, идеальном обществе все должны обладать равными правами, а частная собственность равномерно должна быть распределена между всеми гражданами в размерах, необходимых для жизни (но не для обогащения);
- власть должна осуществляться не через парламент, а гражданами - непосредственно через собрания, сходы;
- в будущем государстве должно быть новая система воспитания детей: дети д.б. изолиро-ваны от окружающего мира в специальных учебных заведениях, где из них будут воспитывать людей нового общества - на идеях личной свободы, взаимоуважения, нетерпимости к религии и деспотизму; владеющих профессией и понимающих ведущие науки.
До 2-х лет ребенок с матерью, на лоне природы, вне общества.
Три фактора, влияющие на воспитание:
(1) природа ребенка (наследственность);
(2) вещи (среда);
(3) люди;
Природа ребенка идеальна, ребенок рождается свободным, добрым, любознательным. Окружающая среда несправедлива, уродлива и противоречива, следовательно, ребенка надо изолировать. Ведущий фактор (1), а (2), (3) создают возможности для воспитания.
Главная функция воспитателя - не прибегая к насилию, руководить интересами ребенка так, чтобы он этого не замечал. Руссо требовал уважать личность ребенка, считаться с его интересами и запросами.

Комментариев нет:

Отправить комментарий