понедельник, 17 сентября 2012 г.

24. Проблема познания в философии позитивизма




Позитиви́зм (фр. positivisme, от лат. positivus — положительный) — философское учение и направление в методологии науки, определяющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования. Позитивизм — основной тезис: все подлинное (позитивное) знание — совокупный результат специальных наук.

Стадии истории человечества с позиции позитивизма (согласно О.Конту)

  • Теологическая — люди в качестве объяснительной гипотезы используют понятие Бога, которому предписывают первопричины явлений и которого облекают в человекоподобный образ. Сама теологическая стадия распадается на три ступени.
    • Фетишизм вызван тем, что фантазия человека ещё слишком слаба, чтобы выйти за пределы явлений, поэтому человек поклоняется фетишам — вещам, наделённым человеческим статусом.
    • Политеизм — люди начинают облекать первопричины в человеческие образы и измышлять богов.
    • Монотеизм характеризуется тем, что первопричины структурируются, среди них выделяются главные и второстепенные, пока, наконец, не открывается главная первопричина — Единый Бог. Эта ступень получает имя монотеизма.
  • Метафизическая — люди по-прежнему стремятся постичь начало и назначение вещей, но место богов занимают абстрактные сущности. Место Единого Бога занимает Природа, которую Конт определяет как «смутный эквивалент универсальной связи». Именно в языке позитивистов метафизика приобретает негативный оттенок, поскольку сущности и пресловутая природа вещей оказываются плодом беспочвенной фантазии, пусть даже она и выражена в строгой логической форме.
  • Позитивная — единственной формой знания становится научное знание. Человечество становится достаточно взрослым, чтобы мужественно признать относительность (релятивность) нашего познания. В этом аспекте позитивизм преодолевает характерный для Научной Революции эпохи барокко оптимизм. Второй важной чертой научного знания является эмпиризм — строгое подчинение воображения наблюдению. Здесь Конт повторяет идею Бэкона о том, что фундаментом знания должен стать проверенный опыт. Учёные должны искать не сущность явлений, а их отношение, выражаемое с помощью законов — постоянных отношений, существующих между фактами. Ещё одной чертой научного знания является прагматизм. Учёные перестают быть эрудитами и энциклопедистами. Одним словом, знание становится позитивным: полезным, точным, достоверным и утвердительным


Проблема искания истины в ее высоком, так сказать, транс-
цендентном смысле совершенно исчезает из философии первого 
позитивизма. В рамках таких представлений человек  предстает по 
преимуществу как природное существо с его природно-
физиологическими потребностями, которые и выступают для пози-
тивистской философии основными мотивациями  человеческой ак-
тивности. Представление о возвышенной природе человека угасает, 
и на его место приходит обитатель европейского города, увлечен-
ный в лучшем случае познанием природы, осуществляемым ради 
меркантильных интересов наращивания материального богатства, 
комфорта, роста потребления и т.п. Неудивительно, что и антропо-
логическая версия позитивизма склоняется к естественнонаучной 
материалистической концепции происхождения познавательных 
способностей




1)       Проблема познания в философии позитивизма.
1 СТАДИЯ
Основные идеи первой формы позитизизма:
1.отказ от поиска сущности вещей и установка на описание явлений (феноменализм)
2.из принципа индуктивизма вытекает сознательно принимаемый запрет на поиск абсолютов.
3.идеализм в понимании природы и общества, сведение сложных процессов развития к простому сочетанию интеграции и дифференциации
4.отрицательно отношение к социальным революциям, и ориентация на методы социальной инженерии.
Идеологическое кредо первой формы позитивизма – прогресс и порядок.
2 СТАДИЯ
в отличие от позитивистов “первой волны”, которые считали, что философия должна заниматьсясозданием единой картины мира и классификацией наук, эмпириокритики видели задачу философии в установлении принципов упорядочивания явлений в сознании исследователя
Мах полагал, что в целях экономии мышления описание должно стоять в центре наук. Объяснение предполагает привлечение ненужных предположений, не может обойтись без понятия причинности. Ядром же всякого описания должен быть анализ ощущений – данных чувственного познания; наука должна оставаться в экспериментальной сфере. Откуда же берутся общие положения в науке? Эмпириокритицизм тесно связан с консерватизмом (соглашение) утверждающим, что общие положения науки, носят условный характер, являются продуктом научного соглашения.
3 СТАДИЯ
Логический позитивизм провозгласил основной своей задачей борьбу с метафизикой, традиционно понимая под ней философию в целом, стремясь поставить себя над борьбой с материализмом и идеализмом
 задачи науки ограничивается описание ее языка
Специфика логического позитивизма состоит в том, что в качестве метода философствования выступает современная формальная математическая логика. "Логика есть сущность философии" - писал Рассел. Философия,- утверждал Карнап,- это "логика науки".

Комментариев нет:

Отправить комментарий