понедельник, 17 сентября 2012 г.

32. Чувственная и рациональная ступени познания. Рационализм и сенсуализм




В процессе познания просматриваются две стороны - чувственное отражение и рациональное познание. Процесс познания, отражает действительность с помощью органов чувств человека. Именно через органы чувств мы получаем всю первичную информацию о предметах и явлениях внешнего мира.
Чувственное отражение выступает в трех основных формах: в виде ощущений, восприятий и представлений.
Ощущения - это чувственные образы отдельных свойств предметов. Мы ощущаем запахи, имеем вкусовые, осязательные ощущения и т.д. Восприятие - целостный чувственный образ объекта, непосредственно воздействующего на органы чувств, отражающих различные стороны, свойства этого объекта. И здесь вступает в дело мысль, обозначающая воспринимаемый объект. Высшей формой чувственного отражения является представление - образное знание об объектах, воспроизводимое по памяти. На уровне представлений обнаруживает себя такая способность нашего сознания, как воображение - способность соединять чувственный материал иначе, не так, как он соединен в действительности.
Рациональное познание в конечном счете базируется на том материале, который дают нам органы чувств. Таким образом, познавательный процесс включает в себя две стороны: чувственное отражение и рациональное познание. Эти стороны диалектически взаимосвязаны. Чувственное познание дает лишь исходный материал для работы мышления, и без этой работы мысли не может быть и речи о получении полного знания о предмете. В свою очередь и рациональное познание, будучи шагом вперед в познании предмета, само по себе, без опоры на чувственность существовать не может, т.к. оказывается лишенным почвы, в качестве которой выступают данные чувственные отражения.
Сенсуализм и рационализм - две крайности в оценке соотношения чувственного и рационального отражения в процессе познания.
Рационализм - (от лат. - разумный, разум), философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Противостоит как иррационализму, так и сенсуализму. Научное знание, согласно рационализму, достижимо только посредством разума одновременно источника знания и критерия его истинности. Р. Декарт, Б. Спиноза, Н. Мальбранш, Г. Лейбниц
Сенсуализм (от фр. и лат. восприятие, чувство, ощущение) — направление в теории познания, согласно которому ощущения и восприятия — основная и главная форма достоверного познания. Противостоит рационализму. Основной принцип сенсуализма — «нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах». Принцип сенсуализма относится к чувственной форме познания, в которую кроме ощущения, восприятия входит представление. Крупные философы-сенсуалисты:Джон Локк, Этьен Бонно де Кондильяк

Чувственное знание - знание в виде ощущений и восприятий свойств вещей, непосредственно данных органами чувств. (Вижу летящий самолет и знаю, что это такое). Исходным чувственным образом является ощущение.
Ощущение - простейший чувственный образ, отражение, копия или своего рода снимок отдельных свойств предметов. (В апельсине - оранжевый цвет, специфический запах, вкус).
Восприятие - целостный образ, отражающий непосредственно воздействующие на органы чувств предметы, их свойства и отношения. Благодаря многократной работе механизмов восприятия мы в нашем сознании, в нашей памяти можем удерживать целостный образ предмета и тогда, когда предмет непосредственно не дан нам
 Представления - образы тех предметов, которые когда-то воздействовали на органы чувств человека и потом восстанавливаются по сохранившимся в мозгу связям.
В обычном употреблении слово «чувство» имеет еще одно значение: им обозначают эмоции (переживания, страсти) такие, как гнев, страх, любовь, ненависть, симпатия, антипатия, удовольствие, неудовольствие. Эмоции разнообразны и по существу, и по форме выражения. Эмоции являются активным, четким выражением отношения человека к тому или иному явлению. Чувственное познание - сложное синтетическое единство перечисленных элементов Человек может пользоваться чувственным опытом других людей. Конкретные образы можно передать при помощи слов (языка). Через язык осуществляется подключение отдельных фактов чувственного опыта каждого конкретного человека к знаниям о существенных связях и отношениях того реального мира, в котором живет и действует человек.
Понятие - основная форма рационального познания.
Понятие - мысль, в которой отражаются общие, существенные свойства, связи предметов и явлений.
Суждение - это мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете или явлении: "процесс пошел", "в политике нельзя верить словам". Суждения закрепляются в языке с помощью предложения. Предложение по отношению к суждению является его своеобразной материальной оболочкой, а суждение составляет идеальную, смысловую сторону предложения.
Мысленная связь нескольких суждений и выведение из них нового суждения называется умозаключением
Основателем сенсуализма является Бэкон. Он считал, что в основе познания могут лежать лишь опыт и чувственные ощущения («Нет ничего в мыслях (в разуме) чего бы не было до этого в опыте и чувственных ощущениях»). Представители: Гоббс, Локк, Дьюи (США). Они были оппонентами рационалистов. (Распростр. в Англии 17 в., США). Основоположник рационализма - Декарт. Основная идея в том, что истинное (достоверное) знание может быть выведено только непосредственно из разума и не зависит от чувственного опыта.
- реально существует лишь сомнение во всем, а сомнение - мысль - деятельность разума;
- существуют истины, очевидные для разума (аксиомы) и не нуждающиеся ни в каком опытном доказательстве: Бог существует, у квадрата равные углы, целое больше, чем его часть.
Рационализм - направление, согласно которому основой, как бытия, так и познания является разум.
Онтологический рационализм - в основе бытия лежит разумное начало (т.е. бытие разумно). Рационализм не тождественен идеализму, т.к. смысл рационализма не в первичности идей по отношению к материи (бытию), а именно разумность бытия. Например, материалисты, убежденные в Божественной либо иной разумности, внутренней логичности бытия являются рационалистами (Демокрит, Эпикур и др.).
Гносеологический рационализм - в основе познания лежит разум. Они выступали против средневековой теологии и схоластики, представители которых видели в основе познания Божественное откровение и отвергали разум.
Аргументы рационалистов:
- сам по себе опыт, не переработанный разумом, не может лежать в основе познания;
- разум способен самостоятельно делать открытия, которые первоначально не были основаны на опыте и лишь впоследствии подтверждены опытным путем.
Этический рационализм - разум лежит в основе этики, поведения.
К рационалистам можно отнести: Платон, Демокрит, Эпикур, Сократ, Кант.
Наиб, вклад: Декарт, Спиноза, Лейбниц.

Комментариев нет:

Отправить комментарий