1)
Философия техники.
Философия техники, во-первых, исследует феномен техники в целом, во-вторых, не
только ее имманентное развитие, но и место в общественном развитии в целом, а
также, в-третьих, принимает во внимание широкую историческую перспективу.
Техника1 - совокупность приемов деятельности
Техника2 - комплекс инструментов и средств преобразования
природы
Техника3 - особый вид знания, сопрягающий духовные и
производственные навыки и умения
Техника4 - специфический, культурно обусловленный процесс деятельности
Периодизация,
ориентированная на предметный аспект – самая простая и предполагает
выделение нескольких типов технических устройств, которые способен создавать
человек. Г. Н. Поваров:
-
стадия малых
простых предметов (ручные орудия труда);
-
стадия больших
сложных предметов (корабль);
-
стадия малых
простых систем (механизмы; важно, что не просто детали, а рабочие блоки);
-
стадия больших
сложных систем (вычислительная техника; рубежным он считает число элементов от
10000 – 10000000).
Доинженерный
Инженерный
Технологическии
Общие
тенденции развития техники:
1)
переход от формообразующей к преобразующей деятельности (объекту не просто
придается нужная форма, а меняется его сущность, создается новый объект и
т.д.);
2)
переход от макротехнологий к микротехнологиям и от макрообъектов к системам с
больщим числом элементов;
3)
расширение оснований техники от механики к биологии и биотехнологии
С
т.з. современной социальной философии существуют два основных типа социального
развития: проектная культура, в которой стержнем общественного
развития является развитие техники, и традиционная культура, в
которой техника не является универсальным основанием социальной жизни, а
выступает лишь одной из ее сторон
В
основе мировоззрения техногенной цивилизации лежит технократизм –
убеждение в том, что
а)
развитие техники представляет собой безусловно прогрессивный процесс;
б)
технический прогресс является необходимым и достаточным условием общесоциального
прогресса. Любые общественные проблемы можно решить путем технического роста;
в)
обществом следует управлять с помощью технологических приемов, т.е. управление
должно основываться не на харизматическом лидерстве, а на стандартных
механизмах власти. Соответственно руководящая роль в обществе должна
принадлежать профессионалам, специалистам высшей квалификации.
Наиболее
очевидны два направления критики техники:
1)
практическое:
техника ненадежна, может выйти из-под контроля, возрастает опасность техногенных
катастроф и т.д.
2)
нравственное: с
помошью техники человек выходит за пределы своих естественных возможностей,
оказывается в положении «ученика чародея», который получил в свое распоряжение
колоссальные силы, но не всегда может их контролировать.
Таким
образом, можно составить обобщенный свод проблем личности в информационном
обществе.
1. Проблемы общения. С одной стороны, благодаря
Интернету мир превратился в «мировую деревню»: (термин ввел в 70-е гг.
Маклюэн): все доступно, все знакомы. С другой стороны, в этом общении
раскрываются не все стороны человека, более того – он может совсем не
раскрываться, а выступать под маской.
2.
Проблема взаимодействия с реальностью. Естественная реальность как среда
обитания человека все больше замещается искусственно созданной. Человек там
чувствует себя увереннее, может ее менять «под себя». Тогда столкновение с
«настоящей» реальностью может оказаться проблематичным.
3.
Проблема самоопределения. СМИ демонстрируют нам реальность сразу с готовым
ракурсом ее осмысления, политические и пропагандистские технологии
необыкновенно сильны. Для выработки собственной позиции человек должен всему
этому до некоторой степени противостоять, а это сложно.
4.
Проблема творчества. Широчайший доступ к информации, технические возможности
досуга во многом разгружают человека от активной деятельности, переориентируют
его на потребление.
Комментариев нет:
Отправить комментарий