понедельник, 17 сентября 2012 г.

49. Философия техники.


1)       Философия техники.

Философия техники, во-первых, исследует фе­номен техники в целом, во-вторых, не только ее имманентное развитие, но и место в общественном развитии в целом, а также, в-третьих, принимает во внимание широкую историчес­кую перспективу.
Техника1 - совокупность приемов деятельности
Техника2 - комплекс инструментов и средств преобразования природы
Техника3 - особый вид знания, сопрягающий духовные и производственные навыки и умения
Техника4 - специфический, культурно обусловленный процесс деятельности

Периодизация, ориентированная на предметный аспект – самая простая и предполагает выделение нескольких типов технических устройств, которые способен создавать человек. Г. Н. Поваров:
-          стадия малых простых предметов (ручные орудия труда);
-          стадия больших сложных предметов (корабль);
-          стадия малых простых систем (механизмы; важно, что не просто детали, а рабочие блоки);
-          стадия больших сложных систем (вычислительная техника; рубежным он считает число элементов от 10000 – 10000000).
Доинженерный
Инженерный
Технологическии
Общие тенденции развития техники:
1) переход от формообразующей к преобразующей деятельности (объекту не просто придается нужная форма, а меняется его сущность, создается новый объект и т.д.);
2) переход от макротехнологий к микротехнологиям и от макрообъектов к системам с больщим числом элементов;
3) расширение оснований техники от механики к биологии и биотехнологии

С т.з. современной социальной философии существуют два основных типа социального развития: проектная культура, в которой стержнем общественного развития является развитие техники, и традиционная культура, в которой техника не является универсальным основанием социальной жизни, а выступает лишь одной из ее сторон
В основе мировоззрения техногенной цивилизации лежит технократизм – убеждение в том, что
а) развитие техники представляет собой безусловно прогрессивный процесс;
б) технический прогресс является необходимым и достаточным условием общесоциального прогресса. Любые общественные проблемы можно решить путем технического роста;
в) обществом следует управлять с помощью технологических приемов, т.е. управление должно основываться не на харизматическом лидерстве, а на стандартных механизмах власти. Соответственно руководящая роль в обществе должна принадлежать профессионалам, специалистам высшей квалификации.

Наиболее очевидны два направления критики техники:
1)                              практическое: техника ненадежна, может выйти из-под контроля, возрастает опасность техногенных катастроф и т.д.
2)                              нравственное: с помошью техники человек выходит за пределы своих естественных возможностей, оказывается в положении «ученика чародея», который получил в свое распоряжение колоссальные силы, но не всегда может их контролировать.

Таким образом, можно составить обобщенный свод проблем личности в информационном обществе.
1.  Проблемы общения. С одной стороны, благодаря Интернету мир превратился в «мировую деревню»: (термин ввел в 70-е гг. Маклюэн): все доступно, все знакомы. С другой стороны, в этом общении раскрываются не все стороны человека, более того – он может совсем не раскрываться, а выступать под маской.
2. Проблема взаимодействия с реальностью. Естественная реальность как среда обитания человека все больше замещается искусственно созданной. Человек там чувствует себя увереннее, может ее менять «под себя». Тогда столкновение с «настоящей» реальностью может оказаться проблематичным.
3. Проблема самоопределения. СМИ демонстрируют нам реальность сразу с готовым ракурсом ее осмысления, политические и пропагандистские технологии необыкновенно сильны. Для выработки собственной позиции человек должен всему этому до некоторой степени противостоять, а это сложно.
4. Проблема творчества. Широчайший доступ к информации, технические возможности досуга во многом разгружают человека от активной деятельности, переориентируют его на потребление.

Комментариев нет:

Отправить комментарий