понедельник, 17 сентября 2012 г.

47. Цивилизация как социокультурное образование. Современная цивилизация, ее особенности и противоречия.


43. Культура и цивилизация.

1)       Цивилизация как социокультурное образование. Современная цивилизация, ее особенности и противоречия.
Цивилизация, по Тойнби, - устойчивая общность людей, объединенных духовными традициями, сходным образом жизни, географическими, историческими рамками. Основные цивилизации оставляют яркий след в истории человечества и влияют на другие цивилизации (шумерская, вавилонская, минойская, эллинская (греческая), китайская, индусская, исламская, христианская). Локальные (национальные) цивилизации: американская, германская, русская и т.д. По своей внутренней структуре цивилизация состоит из:
- творческого меньшинства;
- инертного большинства.
Первое ведет за собой второе, чтобы дать ответ на вызовы, брошенные цивилизации. Каждая цивилизация проходит четыре стадии: зарождение, рост, надлом, дезинтефация, завершающаяся смертью и полным исчезновением цивилизации.
Прогресс цивилизации и науки не идентичен культурному развитию, последнее включает в себя также нравственные, эстетические, религиозные измерения и составляет самостоятельный и активный пласт в жизни социума.
Цивилизация есть совокупность условий, избавляющая людей от затрат невосполнимого времени индивидуальной жизни на заурядное природное выживание
Понятие «культура» Шпенглера близко понятию «цивилизация» Тойнби, но «цивилизация» у Шпенглера имеет иное значение. Цивилизация - высший уровень развития культуры. Завершающий период развития культуры, предшествующий её смерти. Шпенглер выделил восемь культур: индийская, китайская, вавилонская, египетская, античная, арабская, русская, западноевропейская.
Цивилизация включает в себя преобразованную человеком, окультуренную, историческую природу и средства этого преобразования, человека, усвоившего культуру и способного жить и действовать в окультуренной среде обитания, а также совокупность общественных отношений как форм социальной организации культуры, обеспечивающих ее существование и продолжение. Цивилизация представляет собой социокультурное образование. Если понятие «культура» характеризует человека, определяет меру его развития, способы самовыражения в деятельности, творчестве, то понятие «цивилизация» характеризует социальное бытие самой культуры.
Особенности
-Современная цивилизация выступает как общество, основанное на идеалах "разума", "справедливости", "уважения прав человека", использования достижений науки и техники, обеспечивающих безопасность и комфорт в жизни человека.
-Развитие техники является основополагающим фактором
-Познаются тайны мира но не постигается духовная суть человека
               Вводя определение понятия «культура» можно выделить несколько толкований данного термина.
               1. Описательное определение. Культура - то сумма всех видов деятельности, обычаев, верований; она как сокровищница всего созданного людьми включает в себя книги, картины, знание путей приспособления к социальному и природному окружению, язык, обычаи, систему этикета, этику, религию, которые складывались веками.
               2. Историческое определение. Культура является результатом исторического развития, в нее входит все то, что искусственно, что произвели люди и что передается от поколения к поколению - орудия, символы, организации, общая деятельность, взгляды, верования.
               3. Нормативное определение. Культура - это образ жизни индивида, определяемый социальным окружением.
               4. Ценностное определение. Культура - это материальные и социальные ценности группы людей, их институты, обычаи, реакция поведения.
            Термин  "цивилизация" в переводе с латинского означает гражданский, государственный, политический. Во многих литературных источниках этот термин рассматривается как бездушное "тело" общества в противоположность культуре как началу духовному; является уровнем, этапом в эволюции человеческого общества, пришедшего на смену варварству; трактуется как то, что дает удобство (комфорт).
               Цивилизация включает в себя преобразованную человеком, окультуренную, историческую природу и средства этого преобразования, человека, усвоившего культуру и способного жить и действовать в окультуренной среде своего обитания, а также совокупность общественных отношений как форм социальной организации культуры, обеспечивающих ее существование и продолжение.
            Первым ввел отличие культуры от цивилизации И.Кант, согласно Канту, цивилизация начинается с установления человеком правил человеческой жизни и человеческого поведения. Цивилизованный человек - это человек, который другому человеку не причинит неприятностей, он его обязательно принимает в расчет. Цивилизованный человек вежлив, обходителен, тактичен, любезен, внимателен, уважает человека в другом. Культуру Кант связывает с нравственным категорическим императивом, который обладает практической силой и определяет человеческие действия не общепринятыми нормами, ориентированными прежде всего на разум, а нравственными основаниями самого человека, его совестью.
               В литературе довольно часто встречаются такие определения как "европейская цивилизация", "американская цивилизация", "русская цивилизация" и т.д. Это подчеркивает своеобразие региональных культур и находит свое закрепление в классификации ЮНЕСКО, согласно которой в мире сосуществуют шесть основных цивилизаций: европейская и североамериканская, дальневосточная, арабо-мусульманская, индийская, тропически-африканская, латиноамериканская. Основанием для этого, очевидно, служат соответствующий уровень развития производительных сил, близость языка, общность бытовой культуры, качество жизни.
               Социальные преобразования и научные достижения 20 века внесли много нового в понимании цивилизации, которую стали рассматривать как целостность экономической, социально-классовой, политической и духовной сфер жизни общества в определенных пространственных и временных границах. Эта целостность выражается в наличии устойчивых взаимосвязей между сферами, определяемых действием экономических и социальных законов.
               Вопрос о взаимосвязи культуры и цивилизации представляется довольно сложным из-за того, что они во многом перекрывают друг друга. Так, например, в отечественной литературе еще в начале 19 века понятием "культура" вообще не пользовались, заменяя его рассуждениями о просвещении, воспитании, образовании. Русская социальная мысль стала использовать понятие "культура" в контексте рассуждений о цивилизации где-то со второй половины 19 века.
               Так, в обыденных, повседневных употреблениях, когда мы говорим "цивилизованный человек", мы подразумеваем - культурный. Когда мы говорим «цивилизованное общество», мы предполагаем, что речь идет об обществе, имеющем определенный уровень культурного развития. Но между ними имеется как сходства, так и различия. И в самом деле: вряд ли кто отнесет, например, творения Гомера, Шекспира, Пушкина, Толстого и Достоевского к феноменам цивилизации, а атомные бомбы и прочие средства уничтожения людей - к феноменам культуры, хотя и то, и другое - дело ума и рук человеческих.
               Во временном измерении культура более объемна, нежели цивилизация, поскольку она охватывает культурные достояния человека дикости и варварства. В пространственном же измерении правильнее, очевидно,  говорить о том, что цивилизация представляет собой сочетание множества культур.



Комментариев нет:

Отправить комментарий