43. Культура и цивилизация.
Вводя определение понятия
«культура» можно выделить несколько толкований данного термина.
1. Описательное определение. Культура
- то сумма всех видов деятельности, обычаев, верований; она как сокровищница
всего созданного людьми включает в себя книги, картины, знание путей
приспособления к социальному и природному окружению, язык, обычаи, систему
этикета, этику, религию, которые складывались веками.
2. Историческое определение.
Культура является результатом исторического развития, в нее входит все то, что
искусственно, что произвели люди и что передается от поколения к поколению -
орудия, символы, организации, общая деятельность, взгляды, верования.
3. Нормативное определение. Культура
- это образ жизни индивида, определяемый социальным окружением.
4. Ценностное определение.
Культура - это материальные и социальные ценности группы людей, их институты,
обычаи, реакция поведения.
Термин "цивилизация" в переводе с латинского означает гражданский, государственный, политический. Во многих литературных источниках этот термин рассматривается как бездушное "тело" общества в противоположность культуре как началу духовному; является уровнем, этапом в эволюции человеческого общества, пришедшего на смену варварству; трактуется как то, что дает удобство (комфорт).
Цивилизация включает в себя
преобразованную человеком, окультуренную, историческую природу и средства этого
преобразования, человека, усвоившего культуру и способного жить и действовать в
окультуренной среде своего обитания, а также совокупность общественных
отношений как форм социальной организации культуры, обеспечивающих ее
существование и продолжение.
Первым ввел отличие культуры от цивилизации И.Кант, согласно Канту, цивилизация начинается с установления человеком правил человеческой жизни и человеческого поведения. Цивилизованный человек - это человек, который другому человеку не причинит неприятностей, он его обязательно принимает в расчет. Цивилизованный человек вежлив, обходителен, тактичен, любезен, внимателен, уважает человека в другом. Культуру Кант связывает с нравственным категорическим императивом, который обладает практической силой и определяет человеческие действия не общепринятыми нормами, ориентированными прежде всего на разум, а нравственными основаниями самого человека, его совестью.
В литературе довольно часто
встречаются такие определения как "европейская цивилизация",
"американская цивилизация", "русская цивилизация" и т.д.
Это подчеркивает своеобразие региональных культур и находит свое закрепление в классификации
ЮНЕСКО, согласно которой в мире сосуществуют шесть основных цивилизаций:
европейская и североамериканская, дальневосточная, арабо-мусульманская,
индийская, тропически-африканская, латиноамериканская. Основанием для этого, очевидно,
служат соответствующий уровень развития производительных сил, близость языка,
общность бытовой культуры, качество жизни.
Социальные преобразования и
научные достижения 20 века внесли много нового в понимании цивилизации, которую
стали рассматривать как целостность экономической, социально-классовой,
политической и духовной сфер жизни общества в определенных пространственных и временных
границах. Эта целостность выражается в наличии устойчивых взаимосвязей между сферами,
определяемых действием экономических и социальных законов.
Вопрос о взаимосвязи культуры и
цивилизации представляется довольно сложным из-за того, что они во многом
перекрывают друг друга. Так, например, в отечественной литературе еще в начале
19 века понятием "культура" вообще не пользовались, заменяя его рассуждениями
о просвещении, воспитании, образовании. Русская социальная мысль стала использовать
понятие "культура" в контексте рассуждений о цивилизации где-то со второй
половины 19 века.
Так, в обыденных, повседневных употреблениях,
когда мы говорим "цивилизованный человек", мы подразумеваем -
культурный. Когда мы говорим «цивилизованное общество», мы предполагаем, что речь
идет об обществе, имеющем определенный уровень культурного развития. Но между
ними имеется как сходства, так и различия. И в самом деле: вряд ли кто отнесет,
например, творения Гомера, Шекспира, Пушкина, Толстого и Достоевского к феноменам
цивилизации, а атомные бомбы и прочие средства уничтожения людей - к феноменам культуры,
хотя и то, и другое - дело ума и рук человеческих.
1)
Философское понимание культуры. Единство и многообразие
культур. Функции культуры.
Культура - совокупность материальных и духовных ценностей, а
также способов их создания, умение использовать их для дальнейшего прогресса
человечества, передавать от поколения к поколению.
К материальной
культуре относятся, прежде всего, средства производства и предметы
труда, вовлеченные в водоворот общественного бытия.
К духовной
культуре относятся наука и степень внедрения её достижений в
производство и быт, уровень образования населения, состояние просвещения,
медицинское обслуживание, искусство, нравственные нормы поведения людей в
обществе, владение логикой мышления и богатством языка, уровень развития
материальных и духовных потребностей и интересов людей. Духовная культура
отлагается в «вещной» форме: книги, кино, картины, архитектурные сооружения,
скульптуры и т.д.
Вне культуры невозможна жизнь человека и
общества. Способности, знания, человеческие чувства, умения не передаются
новому поколению по наследству - они формируются в ходе усвоения уже созданной
культуры.
|
|||
|
Познавательная— достижения культуры выступают в качестве новых
способов дальнейшего познания окружающего мира и использования этого знания в
человеческой практике.
Информативная
связана с накоплением и трансляцией
социального опыта от одного поколения к другому внутри одной страны в пределах
жизни одного поколения, от одного народа к другому.
Аксиологическая (оценочная) соединена с ценностями в
культурологическом измерении.
Сигнификативная (знаковая) связана с семантической эстетикой, а
также с семиотическим изучением «языков» театра, кино и других видов искусства.
Праксиологическая (деятельностная) соединена с культурологической
деятельностью.
Коммуникативная позволяет людям вступать в общение друг с другом.
Нормативная регулирует поведение отдельных индивидов и целых
социальных групп.
Цивилизационная (гуманистическая) — главная систематизирующая
функция культуры. Выполняет роль специфического селектора, выводящего за
пределы системы культуры все безнадежно устаревшее, а потому реакционное.
Комментариев нет:
Отправить комментарий