1)
Философское учение Фомы Аквинского.
О
бытие
•
Мир — совокупность
субстанций, зависимых своим существованием от Бога.
•
Только Бог —
подлинно, истинное бытие. Всё остальное существующее в мире обладает не
подлинным бытием(независимым)
О материи и форме
Сущность всего телесного заключается в единстве формы и
материи
О человеке и его душе
•
Индивидуальность
человека — личностное единство души и тела.
•
Душа —
животворящая сила человеческого организма; она нематериальна и самосуща; она —
субстанция, обретающая свою полноту лишь в единстве с телом, благодаря ей
телесность обретает значимость — становясь человеком. В единстве души и тела
рождаются мысли, чувства и целеполагания. Душа человека бессмертна.
•
Конечная цель
жизни человека — достижение блаженства, обретаемого в созерцании Бога в
загробном мире.
О
познании
•
Фома Аквинский
считал, что универсалии (то есть понятия вещей) существуют трояко:
•
прообразы вещей
(платонизм, крайний реализм).
•
сущность
(аристотелизм, умеренный реализм).
•
в мышлении
человека в результате операций абстрагирования и обобщения (номинализм,
концептуализм)
•
Истина — это
«соответствие интеллекта и вещи». То есть понятия, образуемые человеческим
интеллектом, истинны в той мере, в какой они соответствуют своим понятиям,
предшествующим в интеллекте Бога.
Три вида познания:
Ø ум — вся сфера духовных способностей.
Ø интеллект — способность умственного познания.
Ø разум — способность к рассуждению.
Познание — есть самая благородная
деятельность человека: теоретический разум постигающий истины, постигает и
абсолютную истину, то есть Бога.
Этика
·
Нравственную жизнь
Фома не мыслит вне наличия теологических добродетелей — веры, надежды и любви
Вслед за теологическими идут четыре
«кардинальные» (основополагающие) добродетели — благоразумие и справедливость,
мужество и умеренность
Политика и право
·
Церковную власть
Фома ставил выше светской, ввиду того, что первая направлена на достижение
божественного блаженства, в то время как последняя ограничивается
преследованием лишь земного блага
·
Закон человечески
дополняет и конкретизирует божественный
Комментариев нет:
Отправить комментарий